Премия Рунета-2020
Волгоград
+17°
Boom metrics
Общество8 декабря 2014 10:20

Грузовик, в котором привезли террористов в Волгоград, не досмотрели ни на одном посту

После приговора пособникам террористов, стали известны подробности операции [видео]

Фото: Анастасия МОРЫЛЕВА

Волгоград готовится к новогодним праздникам. Магазины уже украсили витрины мишурой, в городе появились елки, сверкающие гирляндами. Люди как будто стараются поскорее заполнить праздником все вокруг. В прошлом году волгоградцев лишили Нового Года. Вместо смеха - плач, вместо радости - страх. Но того, к чему так стремились террористы, они не добились. Мы помним всех, кто стал жертвами теракта: от маленькой Олечки Иваненко, которая до сих пор проходит реабилитацию, до героя Дмитрия Маковкина, попытавшегося спасти от взрыва пассажиров вокзала. Мы продолжаем жить. Со злостью и болью за тех, кого не вернуть. Но без паники и страха. Тем более безнаказанными организаторы ни того ни другого теракта не остались. Соколова и его бандитов уничтожили в спецоперации в ноябре 2013 года, в феврале 2014 года ликвидировали Кадарскую группировку, которая устроила теракты на вокзале и в троллейбусе. А в пятницу, 5 декабря, суд вынес решение четырем пособникам шахидов Самедова и Сулеймана Магомедова. Если бы не они, смертники не приехали бы в Волгоград и не убили 33 человека.

40 тысяч рублей за 33 жизни

Братья Батировы Магомеднаби и Тагир получили меньше всех – по 3 года 10 месяцев тюрьмы. Себя виновными они не считают, сроку удивились и собираются обжаловать решение суда: они обычные работяги, не террористы.

Магомеднаби Батиров, как и отец, занимался продажей скота, возил на фуре фрукты, овощи в Москву, Астрахань, Волгоград. Собирался жениться. Но 26 декабря ему позвонил приятель и назначил встречу - есть работа. Шабашку предложили односельчане. 22-летний парень прекрасно понимал, кто наниматели: Яхъяев Юсуп и Джамалтин Мирзаев входили в Кадарскую бандгруппу - в маленьком дагестанском селе этого не скроешь. Но дальнобойщик все равно согласился на их просьбу: довезти двух незнакомцев, находящихся в розыске, в Калмыкию.

- Они пригрозились убить меня, если откажусь. А потом, когда я увидел лица пассажиров, сказали, что и родные мои под прицелом, - оправдывается перед оперативниками на камеру Магомеднаби. - Мама у меня психическая, на учете, папа инвалид. Мне ничего другого не оставалось. Если бы я знал.... Лучше бы меня одного убили.

Не знал, но догадывался.

Террористы вручили Магомеднаби 40 тысяч рублей. На них он купил сено, которое стало отличным укрытием, а впоследствии товаром. И уже на следующий день 27 декабря отправился в путь на Камазе. Напарником взял двоюродного брата Тагира. О пассажирах родственнику не сказал: меньше знает – крепче спит.

О том, что они везли кого-то, Тагир Батиров узнает лишь в пути, когда фура пройдет несколько постов. Ни на одном из них грузовик не досмотрят. А на двух возьмут привычную «таксу» за проезд - 100 рублей.

Когда парень увидит двух молодых людей с рюкзаками, которые очень осторожно держат их в руках и не отпускают даже на сиденье, то поругается с братом. Но никуда не заявит - не его дело.

Батировы высадили пассажиров в поселке Дубовый Овраг – в паре десятков километров от поста ГИБДД на въезде в Волгоградскую область. Время - около 7 часов вечера 28 декабря. Братья переночевали в кабине машины возле кафе. Утром продали сено и направились домой с 15 тысячами рублей выручки.

Шахиды Аскер Самедов и Сулейман Магомедов благополучно прошли пост, переночевали в придорожном мотеле "У Эльмиры", а утром добрались до центра Волгограда. Первый отправился на вокзал, где подорвал себя при прохождении досмотра. Второй отправился в гостиницу «Академическая», куда его за 700 рублей пустила администратор, а утром взорвал полный людьми троллейбус.

О первом теракте братья узнали в пути – услышали по радио, о втором – уже дома в Дагестане. Но ни Тахир, ни Магомеднаби не пошли в полицию, не бросились сообщать о странных пассажирах с рюкзаками, начиненными взрывчаткой. Их задержали в конце января благодаря усилиям следственного комитета, полиции, спецподразделений. Как указано в протоколе допроса – они пошли на сделку со следствием. А за месяц до этого – с совестью?

По-родственному

Еще двух пособников террористов, осужденных в Волгограде, взяли в начале февраля – при ликвидации Юсупа Яхъяева и Джамалтина Мирзаева и Нарсуллы Темирханова – Кадарской группировки.

На оперативном видео седовласый мужчина рассказывает о своем доме, о сыне-бандите, который быт убит сегодня и подвале с оружием, о котором он ничего не знал. В кадре - Алаутдин Дадаев, растерянный старик. Но этот простоватый мужчина с 2012 года давал убежище террористам, выполнял их просьбы.

В Дагестане родственные связи - это основа жизни. На этом держится весь быт и уклад. Когда двоюродный брат Дадаева оказался в розыске за участие в бандгруппе, мужчина помог ему: бросать родственника нельзя. Давал деньги, укрывал, когда надо. Постепенно именно дом Алаутдина стал местом сбора Кадирской группировки. На своей ферме в селе Параул он выделил второй этаж недавно отстроенного коттеджа (не без помощи боевиков). По заказу бандитов хозяин соорудил подвал-бункер, куда новые жильцы могли спрятаться в случае неожиданных гостей и где устроили склад оружия. Мужчина вместе с сыном Арсеном, который давно состоял в банде, покупал продукты, был связным, возил террористов.

А в октябре в доме Дадаева появился еще один постоялец.

«Привел его ко мне в дом Мирзаев Джамал. Он же, тогда же в октябре 2013 года попросил моего сына Арсена купить на рынке Ирчи в Махачкале скрутки проводов, набор сверел, резиновые перчатки, тумблеры – переключатели и паяльник. Мой сын все это для него купил» (из протокола допроса – ред.). Заказчик - смертник Магомедов.

Второго шахида Аскера Самедова Дадаев не видел: запретила банда. Тот прятался от посторонних глаз в комнате. Проводил гостей мужчина 27 декабря. Через два дня Аскер Самедов и Сулейман Магомедов совершили самоподрывы в Волгограде.

На суде Дадаев утверждал, что не знал ни о подготовке, ни о причастности его друзей к терактам в Волгограде. Но будь я самым наивным человеком, никогда не поверила бы, что хозяин дома никак не связал в голове эти факты: живущих у него террористов, начинку для бомбы, которую купил на рынке его сын, склад оружия в подвале и теракты. Суд тоже не поверил – приговор – 19 лет.

Столько же получил Ибрагим Магомедов - был личным извозчиком ваххабитов. Выполнял небольшие поручения. Об этом попросил по-родственному все тот же Алаутдин Дадаев. А он в свою очередь подключил к делу брата Сулеймана Магомедова. Дом Сулеймана стал еще одним убежищем бандитов, причем не только Кадарской группировки. В одной части дома - жена и трое детей, в другой - трое ваххабитов, без оружия даже в туалет не ходивших. За постой они не платили - иногда оставляли сдачу от покупки продуктов. В декабре кадаровцы съехали. Появились уже в январе. Сулейман позвал брата в гости. И Ибрагим был удостоен чести узнать про теракты лично от организаторов.

Сулейман Магомедом и Аскер Самедов перед смертью записали видеообращение, которое до сих пор висит на исламистском портале.

Сулейман Магомедом и Аскер Самедов перед смертью записали видеообращение, которое до сих пор висит на исламистском портале.

«Мирзаев спросил у меня, слышал ли я о террористических актах в Волгограде, на что я ответил, что слышал. Мирзаев сообщил мне, что он и Яхъяев организовали проведение указанных террористических актов и сами изготавливали взрывные устройства для смертников» (протокол допроса – ред.)

6 февраля Ибрагиму позвонил брат - его дом окружили спецслужбы. Через час в ходе спецоперации Джамалтин Мирзаев, Насрулла Темирханов, Арсен Дадаев и Ясуп Яхъяев были убиты спецназовацами. Сдаться они отказались.

Сам же Ибрагим сбежал к любовнице в Махачкалу от жены и троих детей, где его и арестовали. Приговор суда - 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Его осужденный собирается обжаловать, как и все оказавшиеся на скамье подсудимых. Они же бомбу не собирали, не нажимали на детонатор. А пошли всего лишь на небольшую сделку с совестью, ценой в 33 жизни и более сотни пострадавших.

Организаторы теракта надеялись на большее. Страх, панику, ужас. Но общее горе не ослабило, а укрепило людей. В трудный час помогали не только оперативные службы, но и простые волгоградцы. И в первые часы терактов и позже, поддерживая друг друга, укрепляя веру. Эффект получился обратным. Не на это надеялись шахиды Сулейман Магомедов и Аскер Самедов, рассуждая в своем предсмертном видео о стаде, которое живет в России и не достойно ничего кроме смерти. Не на это рассчитывал Соколов, рассказывающий оперативникам о погибших в автобусе, как о биомассе. Не сломились: ни сейчас, ни 70 лет назад.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Напомним, в конце 2013 года в Волгограде произошло сразу три теракта. 21 октября смертница Наида Асиялова привела в действие бомбу в автобусе № 29 в Красноармейском районе Волгограда. В результате теракта погибли 7 человек, большинство из которых – студенты. Взрывное устройство, начиненное гайками и болтами, было собрано гражданским мужем смертницы 21-летним Дмитрием Соколовым, с которым Асиялова познакомилась в московской мечети. Позже он и другие участники Махачкалинской диверсионно-террористической группы были уничтожены в ходе спецоперации.

При взрыве на вокзале погибли 18 человек.

При взрыве на вокзале погибли 18 человек.

Фото: Андрей МИРЕЙКО

А перед самым новым годом город потрясли еще две трагедии. 29 декабря смертник взорвал себя при входе в здание железнодорожного вокзала. В результате теракта десятки человек оказались на больничных койках и 18 погибли. А в 8.22 утра на следующий день 30 декабря был взорван троллейбус, набитый людьми в утренний час пик. Погибли 15 человек.

Теракт в троллейбусе унес жизни 15 человек.

Теракт в троллейбусе унес жизни 15 человек.

Фото: Андрей МИРЕЙКО

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Караван смертников идет в Дамаск

Корреспондент «КП» разбиралась, почему юг России стал поставщиком экстремистских кадров

22 сентября в Астрахани осудили преступную террористическую группу. Каждый из шести получил от 6 до 7 лет за вербовку в ряды боевиков и хранение оружия. За последние пять лет это первый подобный суд в Астрахани. И это удача. Среди статей не было «террористической деятельности». Никто из шестерых не успел унести человеческие жизни на тот свет. И это двойная удача (читать дальше).

В Волгограде после реконструкции открыли вокзал, пострадавший в теракте

После взрыва фасад здания и главный холл представляли ужасающее зрелище. Взрывная волна уничтожила все окна, выбила массивные входные двери, от лепнины ничего не осталось. В декабре, после трагических событий, власти пообещали восстановить здание ко Дню Победы. И слово сдержали (читать дальше).

В Волгоградской области наградили родителей героев-полицейских, погибших на теракте

Сотрудников линейной полиции и службы безопасности вокзала отметили за мужество при теракте три недели назад. Кого-то наградили посмертно, кому-то вручали ордена и медали лично. Приказы подписывал лично президент (читать дальше).

63 процента россиян не чувствуют себя в безопасности после терактов в Волгограде

Согласно обнародованным результатам опроса, 45% россиян считают, что декабрьские теракты в Волгограде можно было предотвратить. В свою очередь, 44% респондентов, напротив, склонны думать, что избежать терактов было нельзя и защититься от терроризма невозможно. 11% опрошенных сформулированного мнения на этот счет не имеют. При этом опрос показал, что лишь 29% россиян с разной степенью уверенности убеждены в своей защищенности, тогда как 63% опрошенных говорят о неспособности властей гарантировать их безопасность (читать дальше).

Сержант Дмитрий Маковкин незадолго до взрыва сделал предложение девушке и купил кольца

Десятки волгоградцев с розами и гвоздиками шли и шли к месту, где назначили прощание с Дмитрием Маковкиным, погибшем при первом теракте на ЖД вокзале. Люди не сдерживали слез. Эхом страшной трагедии в сердцах отдавался звук колокола - 29-летнего полицейского отпевали в храме святого Иосифа. Батюшка отслужил панихиду – маленькая церквушка не вместила всех желающих помолиться за упокой души раба божьего Дмитрия (читать дальше).