Премия Рунета-2020
Волгоград
+3°
Boom metrics
Происшествия20 мая 2010 16:00

Мост закрыли на месяц

Движение возобновят, когда специалисты разберутся, отчего конструкция пустилась в пляс. [видео как раскачивался мост]
Екатерина ПОДВИНЦЕВА
Екатерина ПОДВИНЦЕВА

«Самый надежный», «суперсовременный», «высокотехнологичный», «экологичный», «безопасный» - как только не называли грандиозное сооружение на открытии. А люди-то как радовались, что больше не надо мучиться на паромной переправе. Оказывается, рано радовались. И недолго. Ни один из эпитетов к этому сооружению не подходит. Вечером в четверг водители, проезжавшие по мосту, соединяющему Волгоград с левым берегом, в панике тормозили и выскакивали из машин. Думали, началось землетрясение. Мост неожиданно закачало, опоры задвигались, асфальт пошел волнами высотой до полутора метров. Грохот стоял такой, что уши закладывало. Адский танец моста продолжался почти час…

А ведь и года не прошло, как с огромной помпой перерезали ленточку на знаменитом волгоградском долгострое. Этого события горожане ждали без малого 13 лет. Генеральный проект был составлен в 1993 году проектировщиком - институтом «Гипротрансмост», а строительство вел генподрядчик - ОАО «Волгомост» (Группа «СОК»). Игрушка обошлась в 12,3 миллиарда рублей. В 2009 году супермост приняла комиссия, в состав которой вошли специалисты из Автодора, Ростехнадзора, Госэкспертизы, независимые эксперты. И тут такую свинью им всем подложили. Кто же прокололся? - Думаю, что мост откроют нескоро, - говорит Борис Кисин, заведующий кафедрой «Мосты и сооружения на дорогах» Волгоградского архитектурного университета. - Я видел на видео, что происходило там в четверг. Могу сказать, что даже 50 сантиметров - недопустимые вертикальные колебания для мостового сооружения. Просто от ветра такого быть не может. Сейчас невозможно сказать, в чем причина. Но возможно, что там ошибки в проектировке или изменения в швах. Период и частота внутренних колебаний совпали с ветром, это привело к резонансу. - Сданный в эксплуатацию осенью 2009 года мост через Волгу является одним из самых надежных в России, - заявляет, в свою очередь, Игорь Шкопинский, начальник мастерской автомобильных дорог и инженерных сооружений ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект». - Ситуация, произошедшая в четверг, хоть и не вполне штатная, но конструкции моста рассчитаны, в том числе и на подобные нагрузки. Движение по мосту сейчас перекрыто, хотя желающих ездить по нему и так нет. С четверга переправа больше не чудила. Замерла в ожидании вердикта специалистов, которые ищут точный ответ, почему мост сошел с ума.

РЕПОРТАЖ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Вечером в четверг водители, проезжавшие по мосту, соединяющему Волгоград с левым берегом, почувствовали себя участниками землетрясения. Мост закачало, асфальт пошел волнами, как и опоры. Амплитуда колебаний, по словам очевидцев, достигала почти полутора метров. Грохот стоял такой, что уши закладывало. Кто-то в шоке выехал на встречкуи выбежал из машины, другие наоборот ударили по газам, чтобы поскорее очутиться на земле.

- Мы возвращались с левой стороны Волги. Машину остановили на посту на въезде. Сказали, что обрушился пролет моста и нужно ехать через Волжский. К тому моменту пробка растянулась почти до хутора Бобры,- рассказывает очевидец происшествия Владимир Перекутов.

Один из очевидцев догадался набрать "01". Почти сразу на место ЧП приехали сотрудники МЧС, затем городская служба спасения, милиция, медики. Мост сразу же перекрыли.

- Скорее всего, совпали направление ветра, нагрузка автомобилей на мост и сильные волны, - сообщает Анатолий Васильев, заместитель начальника управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области. - Началось резонансное колебание. Мост перекрыт, угрозы разрушения нет. Мы проверили визуально опоры - никаких трещин.

Сейчас мост успокоился. Колебались с 3 по 8 опоры, “волны” продолжались 50 минут. Но по крайней мере всю следующую неделю мост будет закрыт. Движение не возобновится, пока специалисты не дадут своего заключения о причинах странных “танцев” конструкции. Для этого создали целую группу из специалистов Ростехнадзора, Госэкспертизы, Автодорнадзора и конечно же представителей компании “Волгомост” из Саратова, которые занимались возведением конструкции.

Какие еще рассматривались версии:

Землетрясение

Изначально специалисты заявляли, что возможной причиной стали отголоски землетрясения в Адыгее. Но сейсмологи версию опровергли: в тот день в Волгограде было все спокойно.

Сброс воды на ГЭС

Было предположение, что на ГЭС сбросиливоду, волна двинулась по Волге внизи ударилась об опорымоста. Вибрация, идущая по стоякам и сыграла злую шутку.Однако специалисты ГЭС версию опровергли – даже если бы сила напора была в десять раз сильнее, вода бы не покачнула мост.

Технические ошибки

Во время строительства лопнул шов на одной из опор. Менять конструкцию не стали, а просто залатали опору. Именно эта опора и не выдержала сильный поток ветра и водную нагрузку.Предположение специалисты проверили, но никаких подтверждений не нашли.

КОМПЕТЕНТНО

Олег Белозеров, заместитель министра транспорта РФ:

- Пока мы сходимся в одной версии- это аэродинамика. Порыв ветра, силой 16 метров в секунду и сильные волны попали в одну резонансную зону. Но мост устоял, при осмотре оказалось, что даже краска не лопнула. В ближайшие дниспециалисты проверят глубинные швы конструкции. А последующие две недели будут заниматься компьютерным моделированиемситуации. Так что откроется мост не раньше, чем через месяц.

Перекрыли движение не только на мосту, но и под ним. Любым транспортным средства движение по Волге в этом месте запрещено

Как будем ездить с левого берега на правый:

На речном транспорте

Судовой ход под мостом открыт для грузовых судов, прогулочный транспорт рекомендовали направить вниз по Волге, в сторону Красноармейска.

- Что касается речных трамвайчиков, то мы вернулись к расписанию прошлого года. То есть с 6 до 8 утра теплоходы ходят каждые 20 минут, а после - каждые полчаса, - говорит заместитель гендиректора по связям с общественностью ОАО “Волгоградский речной порт” Юрий Митасов. - Также мы перенесли последний рейс с 21.00 до 22.00.

На маршрутках

Жителям Краснослободска снова пришлось пересесть на паром. Привычные маршруты, что курсировали на тот берег (№ 164,167, 173, 174, 169), теперь поджидают своих пассажиров на центральной набережной в Волгограде. - Мы надеемся, что мост в скором времени откроют, - говорит Николай Авдеев, владелец одного из маршрутов. - Ведь ездить в Краснослободск в обход невыгодно.

На машинах

После того как мост через Волгу перекрыли для движения транспорта, весь поток машин переместился на плотину Волжской ГЭС. В час пик многим пришлось постоять в небольших пробках.

- Конечно, поток машин по плотине увеличился, - рассказали “Комсомолке” в штабе 1-го батальона ГИБДД Волгоградской области, обслуживающем Волжскую ГЭС. - Но пока движение спокойное.

Справка “КП”

Генеральный проект был составлен в 1993 году проектировщиком -институтом “Гипротрансмост”, а строительство вел генподрядчик -ОАО “Волгомост” (Группа “СОК”).За 13 лет в мостовой комплекс инвестировано 12,3 миллиарда рублей, из которых 78 процентов - средства федерального центра, а 22 процента - региона.

Первую очередь пускового комплекса открыли 10 октября 2009 года. Это ряд сооружений протяженностью 7,1 км, которые начинаются от Мамаева кургана и заканчиваются выходом на дорогу г. Краснослободск - р. п. Средняя Ахтуба.

Интенсивность движения по мосту сейчас составляет 30 тысяч автомобилей в сутки. При строительно-монтажных работах применена уникальная конструкция опор. Это техническое решение позволило существенно сократить сроки работ по возведению фундаментов мостовых опор и существенно сократить общую стоимость сооружения. При надвижке пролетных строений было использовано уникальное механическое устройство - шпренгель. Не имеющая аналогов в мире шпренгельная технология снижает расходы и ускоряет выполнение работ.

А в это время

Чтобы попасть на “танцующий” мост, волгоградцы готовы заплатить

В пятницу с утра к мосту начали подтягиваться десятки горожан. Несмотря на запрещающие знаки и патрульные машины, люди ухитрялись подобраться к самому посту, перед въездом на мост. Самые смелые спускались к воде, пристально осматривая громадную конструкцию снизу. Все хотели увидеть своими глазами, когда придет вторая волна колебаний. Многие даже пытались за деньги попасть на охраняемый объект.

...а на Кубани рухнул виадук

Водители, проезжавшие в ту минуту по адыгейскому виадуку из Горячего Ключа в сторону Новороссийска, до сих пор не верят своему счастью. Окажись они под злополучной полосой секундой раньше или позже, жертв было бы не избежать.

- Я отъехал от того места на несколько метров и вдруг слышу скрежет и гром, гляжу в зеркало заднего вида, а там, как в фильмах-катастрофах: сверху часть асфальта падает и вместе с ним грузовик, - рассказывает очевидец Сергей, лицо у него белее мела. - Подумал еще, как бы опоры не рухнули, иначе все, несколько машин точно расплющит.

Упавшую насосную машину зажало между перекрытиями, но водителя из нее все-таки сумели вытащить. Бедолага с трудом держался на ногах от шока. Но помощь медиков ему не понадобилась. К опасному участку тут же стянули дорожников. Те долго разглядывали разрушенный мост, почесывая затылки, а потом бросились ломать ограждения, чтобы пустить машины по встречке. Пробка на трассе М-4 «Дон» растянулась на несколько километров.

- Неудивительно, что это произошло! - бурчали под нос работники, орудуя молотками. - На мосту нет никаких знаков, ограничивающих движение грузовых машин. А они тут без перерыва ходят - и в Новороссийск везут стройматериалы, и на олимпийскую стройку в Сочи.

Светлана НЕМИРОВСКАЯ, Ирина СИГИДА («КП» - Краснодар»)