Премия Рунета-2020
Волгоград
+12°
Boom metrics

Солдаты печально известного полигона Ашулук: «Мы не хотим стать следующим грузом для цинковых гробов»

Мальчишки по-прежнему утилизируют снаряды и мерзнут в палатках

«Мы нижеподписавшиеся военнослужащие в\ч 08275 просим помочь нам в сложившейся в связи с нашей командировкой на полигон Ашулук ситуацией». Так начинается письмо, которое пришло в комитет солдатских матерей по Астраханской области от двух солдат-срочников. Такелажники (погрузчики боеприпасов) Михаил Новожилов и Александр Тетерин, призванные из Мурманска, жалуются совсем не на дедовщину и беспредел отцов-командиров.

«Питьевой воды нет, приходится кипятить воду с автомойки в палатках на печке, где вода закипает очень долго». «При разгрузке боеприпасов техника безопасности не соблюдается, ящики для боеприпасов из гнилого дерева и разваливаются при транспортировке. Сами боеприпасы часто снабжены зарядами». «Все солдаты простужены, медицинской помощи не дождешься. В помещениях очень холодно», - вот неполный список нарушений.

Свои слова пареньки подкрепили фотографиями.

Все это можно было бы списать на нежелание служить, сведение счетов с командирами, если бы не трагическая статистика по этому полигону. Только за этот год на Ашулуке умерло 12 военнослужащих. В основном, солдаты-срочники.

- Жалобы на Ашулук от родителей солдат поступали постоянно. Сами ребята боятся говорить – ведь это закрытая структура и им просто страшно, что может произойти потом. Но видимо, их довели до отчаяния. Двое ребят согласились назвать свои имена. Теперь важно, не спускать это дело на тормозах. Мы направили копии и в прокуратуру и к уполномоченному по правам человека, - говорит Анатолий Салин, консультант по правовым вопросам комитета солдатских матерей по Астраханской области.

Сейчас, и солдаты, и правозащитники ждут реакции военных и надзорных органов.

- Дошло до абсурда. Перед очередным призывом в военкоматы мамочки приходят с просьбой: "Пусть мой сын служит лучше в Дагестане, только не отправляйте его в Ашулук!", - продолжает Анатолий Салин.

Комментарий специалиста

Даниар Батералиев, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Астраханской области:

- Мы несколько раз были на полигоне Ашулук. Серьезных замечаний к командованию части не было. Они уверяли нас, что приостановили утилизацию. Но похоже, нам показывали приготовленную картинку. Мы снова собираемся туда в ближайшие дни, чтобы проверить слова ребят, приславших письмо. Вопрос о запрете использования срочников в этих работах назрел уже давно и не раз поднимался. Но пока подвижек в этом вопросе не было. Но есть рациональное зерно и в другой идее: не утилизировать, а использовать отработанные боеприпасы для мирных целей.

Из архива «КП»

Трагедии на полигоне Ашулук в 2011 году:

11 апреля

На складе взорвался артиллерийский снаряд - кто-то из военнослужащих бросил непотушенный окурок рядом с хранилищем. В результате погиб рядовой солдат (читать подробнее).

23 августа

Полигон снова попал в печальные сводки. При утилизации боеприпасов рванул один из снарядов. Погибло семеро солдат и офицер. Еще 10 человек попали в больницу с ожогами и осколочными ранениями. Тогда следствие выдало скупую версию – снаряд сдетонировал из-за накопления статического электричества. В печальном списке оказался волгоградец Артем Ляхов, еще четверо наших ребят - Ярослав Мотрыгин, Алексей Рыжов, Владимир Разгонов и Виктор Охрытков попали в больницу (читать подробнее).

20 сентября

На совместных учениях России и Белоруссии «Щит союза 2011» при стрельбах одна из ракет угодила в срочника. Александр Васин из Рязани погиб, его товарищ получил ранение (читать подробнее).

24 сентября

11-й жертвой проклятого полигона стал 18-летний Артем Кунаев из Саратова, его не смогли разбудить утром товарищи. Возможно, паренек угорел во время отдыха в палатке (читать подробнее).

6 октября

Иван Назаров из Красноярского края погиб на железнодорожных путях – его переехал поезд, он также находился в командировке на Ашулуке (читать подробнее).