Происшествия19 августа 2021 8:58

«Из-за этой ошибки гибнут сотни пилотов»: военный летчик назвал возможную причину крушения МиГ-29 под Астраханью

Вечером 18 августа над полигоном Ашулук во время тренировочного полета разбился военный истребитель, погиб летчик
На полигоне под Астраханью разбился военный самолет.

На полигоне под Астраханью разбился военный самолет.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Вечером 18 августа над полигоном Ашулук в Астраханской области разбился военный самолет МиГ-29, который совершал тренировочный полет. Пилот погиб. Как сообщили «КП» в пресс-службе Южного военного округа, причины катастрофы выясняет комиссия Главного командования Воздушно-космических сил Минобороны. Обсуждают трагедию и профессиональные летчики.

ПОГОДА, НЕИСПРАВНОСТЬ ИЛИ ОШИБКА?

В 21:20 часов при выполнении планового полета без боекомплекта на аэродроме Астрахань пропала радиолокационная метка МиГ-29. Военные, находившиеся на полигоне Ашулук, увидели вспышку в районе Мишенного поля (в западной части авиационного полигона). Через несколько минут на помощь вылетели Ми-8 и Ка-32. Но командира воздушного судна - старшего лейтенанта Якименко - спасти не удалось: он погиб во время крушения.

Что произошло между исчезновением воздушного судна с радаров и непосредственно катастрофой – пока неясно. Одна из версий – погодные условия. Однако по информации синоптиков, днем 18 августа в Харабалинском районе была сорокоградусная жара, а к вечеру температура опустилась до 25 градусов тепла, ветер восточный 2-3 метра в секунду. Небо ясное. Для профессионального летчика метеоусловия вполне обычные.

«История с погодой на правду не похожа», - пишут в соцсетях.

- Погода, которая была в Астраханской области, является нормальной для полетов. Но не стоит забывать о видимости – это важное условие. Бывает запыленность, ухудшенная видимость, - высказал свое мнение военный эксперт, генерал-майор авиации в запасе Александр Цалко. - Как правило, на полигонах сталкиваются с землей непреднамеренно. Тут тоже нужно учитывать массу факторов: на какой высоте пилот вел атаку, на какой скорости, плохая видимость цели, дальность открытия огня и другие. Да, можно с хорошей перегрузкой выводить истребитель из атаки. Но пилоту кажется, что самолет идет вверх, а на самом деле происходит просадка, он идет вниз. Зрительный обман. Траектория полета летательного аппарата изменяется, он цепляет землю. Увы, это «классика» для истребителей. Даже если летчики хорошие, подготовленные. Каждый год я слышу о гибели пилотов на полигоне от столкновения с землей. Погибли из-за этой ошибки, я не побоюсь сказать, сотни летчиков!

Есть мнение, что погибший летчик переработал – выполнил слишком много полетов за сутки. По некоторым данным, это был пятый вылет. Отвлекся от приборного полета, не учел высоту. Этой версией объясняют и то, что он не успел покинуть воздушное судно.

- Принять решение – доли секунды, но на катапультирование нужно время. Летчик мог не успеть. Подчеркну, что сейчас нет необходимости совершать много полетов. Можно ли избежать подобных трагедий? Я считаю, что за полвека могли бы оснастить самолеты автоматикой, которая предотвращала бы столкновение с землей.

Версию о неисправности тоже рассмотрят. МиГ-29 начали разрабатывать в 80-х. Были ли технические неполадки, станет известно только после экспертизы.

- Во-первых, истинные причины падения самолета выяснит комиссия. Причин может быть много: отказ авиационной техники, неблагоприятные погодные условия и прочие. Эксперты обязательно установят, почему в Ашулуке произошла эта катастрофа, - прокомментировал летчик Михаил Марков. - Во-вторых, что касается «возраста» самолета – это некорректный вопрос. Люди привыкли ориентироваться на автомобиль: если машине 15 лет, то старая. Но это нельзя применить к самолетам. Он или годен к полетам, или нет.

Отметим, что Астраханский центр ОВД входит в состав Ростовского Зонального центра Единой системы организации воздушного движения РФ.

Напомним, что в 2014 году в Астраханской области произошла еще одна катастрофа с МиГ-29. Пилоты выполняли плановый учебно-тренировочный полет, самолет разбился в 30-ти километрах от Астрахани в степи.