Марк Захаров с дочерью Александрой
Фото: Борис КУДРЯВОВ
- С Захаровым вы общались не единожды?
- Для меня в профессиональном плане он был очень непростым собеседником. Я многократно интервью с ним делал. Не возьмусь оценивать его театральные или киноработы. Пусть это делают специалисты. Ну да, мое поколение выросло на фильме «Тот самый Мюнхгаузен» и на «Убить дракона» - о чем здесь говорить? А как собеседник он был очень сложен.
- Сложен в чем?
- Он был закрытым и колючим, очень. Было несколько болезненных тем, которые интересовали меня - и на которые он реагировал весьма нервно.
- Какие темы?
- Первое - это Александра Марковна, его дочь. Он понимал, что она работает в его театре и оттого вопросы будут возникать. Например, вопросы, почему он так долго держал ее в массовке? И почему он ее не взял в Париж на знаменитые гастроли. На это он реагировал нервно.
- И отказывался продолжать разговор?
- Нет, но мне тоже было некомфортно. Хотя личность его была очень интересна. Его внутренняя харизма была огромна.
- Ревность к популярности его звездных актеров была?
- Да, был момент — некая ревность по отношению к актерам. Он же сам хотел стать актером — но из него актер не получился. Ему жена сказала , чтобы он забыл об этом деле. И он говорил про жену, что у нее кошачий ум. Что какие то вещи она может быть и не понимала, но у нее была чуйка.
- Это всплывало в ваших беседах?
- Мне казалось — это мое субъективное мнение как собеседника — он очень ревностно относился к актерской славе. Он понимал, что это он сделал Александра Абдулова. Ведь к нему пришел парень с четвертого курса, которого мало кто знал — и Захаров понял что это такое. И сделал его! Но где Абдулов и где Захаров в плане массовой популярности? Да, он ревностно на это реагировал.
- Как эта ревность проявлялась?
- Он с удовольствием рассказывал историю про Парижские гастроли, куда они возили «Юнону и Авось». О том, что там Шанину французская публика возносила, а Караченцева не видели в упор. И никак его не привечали. Как мне объяснял Захаров, Караченцев был раскручен как киноактер в СССР, и в театре в Москве на него реагировали бурно, а в плане театрального актерства, по гамбургскому счету, он был на троечку — подчеркну, что такую оценку Захаров отсылал к мнению французов, превозносивших Шанину и не замечавших Караченцева.
- То есть он понимал, что звезды его театра благодаря кино далеко обошли своего «создателя» по популярности?
- Все в нашей стране воспринимали ленкомовцев через призму кинославы, как предполагал Захаров. Ну да, вот такая у него была ревность. Он понимал прекрасно, что он делает этих людей, и что он делает эти спектакли, где они могут листать.
- Но его обаяние...
- Захаров был человеком с известной долей отрицательного обаяния. Он не нравился многим. А мне он с удовольствием рассказывал, что был огромный список людей, которых ему спускали как режиссеру, которых нельзя снимать в главных ролях из-за нетипичности, «некрасивости» — это Ролан Быков, Инна Чурикова и многие другие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Марк Захаров: Не уходи от страдания, и глаза твои станут умнеть
Не стало Марка Захарова, выдающегося режиссера, автора великолепных спектаклей и любимых фильмов: "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Двенадцать стульев".
"Как это ни грустно, но я чаще всего радуюсь почти всему что происходит в этом мире", - говорил он. (подробности)
10 мудростей от патриарха «Ленкома» Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда»
В субботу, 28 сентября, не стало выдающегося режиссера, теоретика театра и Марка Захарова — он ушел на 86 году, прожив насыщенную творческую жизнь, оставил после себя блок бессмертных фильмов и спектаклей, воспитал чуть ли не лучшее поколение советских актеров. «КП» приводит выдержки из интервью и мемуаров Марка Анатольевича — главного специалиста по эзопову языку и «лицедейству без фарисейства» (подробности)