Весь город Сант Анна был опоясан огромным самотканым ковром длинной более чем в километр.
Фото: Иван СЫСОЕВ
Многие российские туристы, отдыхающие на популярном тосканском курорте Форте Дей Марми, зачастую даже не догадываются, что 75 лет назад белоснежные пляжи были изуродованы воронками от бомб, а всего в двадцати километрах от модных сегодня гостиниц, в таких живописных горах было совершено ужасное преступление. В эти дни три четверти века назад немецкие войска отступали на север Италии, после того, как британцы освободили Флоренцию. Их путь лежал между тосканскими горам и морским побережьем, местность постоянно обстреливалась артиллерией и авиацией англичан и американцев. Чтобы скрыться от бомб, мирные жители стали уходить в горы, надеясь на спасение в лесах и маленьких деревушках. Немцы объявили здесь «белую зону» - район, в котором не будут вестись боевые действия и где могут укрыться беженцы. Но сами же они и нарушили свое слово.
12 августа нацисты из дивизии «Рейхсфюрер СС» вошли в городок Сана Анна Ди Стаццема, полностью окружили его, а затем согнали местных жителей и беженцев в здание мельницы. За несколько часов было расстреляно 560 человек, в большинстве женщины, старики и дети. Самой маленькой жертве резни - Анне Пардини было всего двадцать дней. Мотивы эсэсовцев сложно объяснить. Здесь не укрывались партизаны, да и просто добраться до города по многокилометровому горному серпантину не так просто. Немцы, похоже, просто решили выместить свою злость от военных поражений на самых беззащитных.
Это преступление долгие годы находилось в забвении, данные о нем лежали в так называемом «шкафу позора» - архиве документов о преступлениях нацистов на территории Италии. Итальянское правительство не решалась опубликовать досье по политическим мотивам. Лишь в 1994 году документы было начато расследование, а в 2005 благодаря усилиям военного прокурора Марко Де Паолиса 8 командиров эсэсовцев были признаны виновными в акте терроризма. Но многие преступники избежали наказания, в том числе и из-за позиции Германии, которой представленных Италией доказательств оказалось недостаточно. Об этом говорил и приехавший почитать память жертв министр иностранных дел Италии Энцо Моаверо Миланези: «Моральное осуждение имеет значение, но преступники должны быть наказаны по закону. Каждый из нас должен хранить память об этих трагических событиях, чтобы больше не повторять этих ошибок». Кстати, когда Моаверо в 2011 году впервые стал министром по европейским делам в правительстве Италии, первым его указанием было вынести из рабочего кабинета стол, за которым, по легенде, работал еще Бенито Муссолини.
Итальянцы не забыли трагедию в Сант Анне, которая так и не оправилась после нацистских преступлений. Сейчас в городе проживают лишь 20 человек, но 560 жертв навсегда внесены в официальные списки жителей. В этом году на торжественные мероприятия приехало более тысячи участников, которые представляли и официальные органы власти, и партизанские ассоциации, антифашистские организации, были представлены и немецкие дипломаты. Весь город был опоясан огромным самотканым ковром, длинной более чем в километр. Он был соткан из шести тысяч лоскутов людьми со всего мира, из 112 стран, в том числе и из России.
Фото: Иван СЫСОЕВ
В официальной церемонии принял участие Александр Звягинцев, вице-президент международной ассоциации прокуроров. Он рассказал «Комсомолке», почему считает своим долгом почтить память жертв Сант Анны:
- Александр Григорьевич, это же не первый раз, когда вы посещаете траурные мероприятии в Италии?
- Конечно, в Сант Анна ди Стаццема я уже в пятый раз. Темой военных преступлений нацистов я заинтересовался еще в детстве, после рассказов бабушки, которая чудом не стала жертвой резни в Бабьем Яру. А потом это стало моей работой.
- Как вы пришли к теме нацистских преступлений в Италии?
Еще в 1987 году прокуратура СССР возбудила уголовное дело по факту расстрела гитлеровцами во Львове в 1943 году более двух тысяч итальянских военнослужащих. Мы очень плодотворно работали связке с итальянцами. Тогда я и познакомился с военным прокурором Марко де Паолисом, которого называют «охотником за нацистами».
- Именно он открыл «шкаф позора» с данными о преступлениях нацистов?
- Да, это действительно были огромные железные шкафы, дверцами развернутые к стене, чтобы никто даже попытки не предпринял их открыть. Марко писал президенту страны, пытался сделать все, чтобы привлечь внимание к зверствам нацистов. Это был очень трудный процесс, я видел это своими глазами. Меня пригласили на заседание парламента, где обсуждалась проблема преступлений гитлеровцев против итальянцев, и было заметно, какая это непростая тема.
- Почему?
- Во времена холодной войны американцы не могли позволить, чтобы в рядах союзников был разлад. Да и с юридической точки зрения - на того, кто выполняет заведомо незаконный приказ, распространяется ответственность за преступление. Если бы США позволили наказать всех виновных в трагедии, потом их далеко не всегда законные указания просто бы отказывались и исполнять.
- Поэтому и появились «шкафы позора»?
- Да. Я «заболел» этой темой. Уже в ближайшее время выйдет документальный фильм на эту тему, где подробно будет рассказано о преступлениях нацистов в Италии. Сейчас многим молодым людям непонятно, зачем ворошить прошлое. Ведь даже палачи уже ушли в мир иной.
Ни в коем случае нельзя забывать трагедии, подобные произошедшему в Сант Анне ди Станцемма. Очень правильно сказал президент Владимир Путин, прививка от нацизма, сделанная на Нюрнбергском трибунале, уже перестает действовать в Европе. Поднимают голову неонацисты и неофашисты. Нельзя повторять ошибок прошлого. У таких преступлений нет срока давности.
- И молчать об этом нельзя.
- Я помню, как представлял в Совете Европы фильм «Собибор». Тогда одна американка, эксперт, образованный человек, после всего, рассказанного мной, обессилено спросила: «Как мне дальше жить». Она не знала ничего о таких преступлениях нацистов. Нельзя замалчивать эту тему.
СПРАВКА КП
Александр Звягинцев - вице-президент Международной ассоциации прокуроров, бывший заместитель Генпрокурора России. Историк, эксперт по Нюрнбергскому процессу. Автор многочисленных публикаций, книг, документальных и художественных фильмов. Креативный продюсер фильма «Собибор».