Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире29 октября 2018 10:18

Никита Михалков: «У большинства мировых лидеров нет детей. Как они могут строить наше будущее?»

На Зиновьевских чтениях обсудили, куда нам идти дальше
В Москве прошла уже девятая конференция памяти великого мыслителя.

В Москве прошла уже девятая конференция памяти великого мыслителя.

Фото: Эдвард ЧЕСНОКОВ

Нынче о «многополярном мире» не говорит лишь немой. Но одним из первых об этом ещё много лет назад стал рассуждать великий философ и социолог Александр Зиновьев (1922-2006). Был он диссидентом, в 1978 году «добровольно-принудительно» эмигрировал из СССР в ФРГ. Однако, в отличие от «братьев по цеху», остался патриотом, а к «либеральной демократии» относился скептически. «На Западе целенаправленно извращается всё, что связано с Россией и русскими», — писал философ ещё в 1989 году. «Разгром советского коммунизма был одновременно и разгромом России», — говорил он после 1991-го.

И вот в понедельник в Москве прошла уже девятая конференция памяти великого мыслителя. Обсуждали «поиск альтернатив глобальному миропорядку»: куда нам идти после краха того самого однополярного мира? И, самое главное, под каким знаменем: коммунизм, капитализм или что-нибудь третье? Впрочем, участники Зиновьевских чтений рисовали будущее всё больше в мрачных тонах:

— Мир разбит на две группы: сто миллионов богатых, которые всем управляют, и семь миллиардов, которые им подчиняются, потому что сознание этих миллиардов переформатировано. Самый вероятный исход ситуации — война. Всемирная, гигантская, неограниченная война, — предупредил гость конференции, итальянский журналист и экс-член Европарламента Джульето Кьеза.

Другой участник Чтений, кинорежиссёр Никита Михалков, увидел истоки конфликта между Россией и Западом в нашей борьбе за традиционные ценности:

— Отсутствует понятие веры, религиозного самосознания человека, от которого зависит всё, что он делает, его нравственность. Когда мы слышим слова «толерантность и мультикультурализм» — мировая болтовня заболтала самое главное: представление о добре и зле. Имеет ли значение, что у большинства крупных руководителей крупных стран нет детей? Как они будут строить наше будущее, из колбы его вынимать? — задал риторический вопрос Михалков.

— Жить надо во имя того, за что стоит умереть. Но во имя чего может жить и умереть Европа? Во имя комфорта? Вот Евросоюз: они думают, что если соберётся 15 стариков, получится один молодой? Нет, дом престарелых, — продолжил кинорежиссёр. — Толерантность привела к тому, что Европу заполнили люди, которые не желают говорить на европейских языках, и презирают тех, к кому приехали, и готовы умереть за то, во что верят: за радикальный исламизм… В государстве, где утеряно понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием.

В итоге Михалков обозначил главную причину нынешнего противостояния России и Запада:

— Почему нас все так долбают и за что? Почему Россию не хотят видеть сильной и самостоятельной? Потому что мы последний оплот того, что называется человеческим в самом большом смысле. Потому что мы выпали из «мировой обоймы». Мы не хотим, чтобы церковь освящала однополые браки, чтобы подавали в суд на мужчину, который посмотрел с улыбкой на женскую коленку. Мы не хотим этого, и наша позиция никого не устраивает. При этом внутри нашей осаждённой крепости есть силы, готовые открыть ворота неприятелю: это надо понимать, — отметил Никита Сергеевич, не уточнив, впрочем, кого он имеет в виду.

— Александр Зиновьев критиковал своё отечество и социализм, но не для того, чтобы разрушить их, а чтобы сделать их лучше. За это у нас в КНР его уважают, — подвёл итог гость из Китая, общественный деятель и бизнесмен Ванг Хайкинг.

КСТАТИ

Куда ведут Европу бездетные вожди

По странному совпадению, три ведущие страны ЕС возглавляют бездетные политики (подробности)