Кириченко (крайний слева) находится под следствием, а Кадальков (рядом с ним) уже осужден
Фото: Личный архив героя публикации
В октябре 2018 года в 6:00 в квартиру к Александру Кириченко пришли сотрудники ФСБ с постановлением на обыск.
- Руки за спину!
Документы, связанные с летной работой на Ан-26, изъяли. Дальше – протоколы, ночь в СИЗО, суды, подписка о невыезде.
Проблема в том, что Кириченко и другие члены экипажа вывозили людей из загрязненных радиоактивными веществами территорий и через 11 лет после аварии получили удостоверения ликвидаторов.
«Люди ломились оттуда»
Александр Кириченко, Михаил Курдюков, Андрей Брендес, Анатолий Катков, и Олег Сухинин работали на «Прогрессе», а Анатолий Шульпин на авиационном заводе. В 1986-ом году они летали на Ан-26 по заданию заводов – садились на аэродромы Борисполь, Жуляны, Овруч, Святошино.
- С апреля 1986-го нас почему-то стали часто отправлять в Украину, - вспоминает в то время второй пилот Александр Кириченко. - Мы отвозили и забирали какие-то грузы. Нам говорили, что по программе «Энергия – Буран». Но кто сейчас знает? Дали задание – мы летим.
Самолеты заводов относятся к ведомственной авиации, а потому у них было право садиться на гражданские и военные аэродромы. С 20 по 30 июня 1986-го года экипаж несколько раз летал на территорию, которой теперь называют зоной отчуждения.
- Прилетаем, выполняем задачу и нам нужно срочно обратно. В Киевской области на гражданских аэродромах не протолкнуться. Люди оттуда ломились, керосина рейсовым самолетам не хватало, - рассказывает Михаил Курдюков (в то время бортоператор).
- Выручали нас военные на аэродроме Овруч. Мы просили дать керосин, а они ставили условие – надо забрать людей. Кто там, что там – нас не касалось. На машинах, на автобусах приезжали люди, умоляли нас их забрать. Нет проблем, раз есть такая возможность. И улетали мы в Куйбышев, как теперь стало известно, пересекая зону отчуждения по маршруту Курск-Волгоград-Куйбышев.
Мылом мыли самолеты
По прилету на самолетах проводилась дезактивация, а люди проходили дозиметрический контроль.
- Самолет обрабатывали люди в специальных костюмах, - делится авиатехник Олег Сухинин.
– Мы удивлялись еще. А потом на следующий день я сам мыл самолет с мылом, отмывали радиоактивные частицы. Доплачивали еще за это. Ну не знали мы ничего – что, как и почему?
У нас секретное предприятие, вокруг аварии секретность, кто нам что будет объяснять?
Почти сразу у летчиков начались проблемы со здоровьем.
- Я молодой пацан, мне 25 лет, только женился. Как начало давление скакать – 170/70. Еще год назад на медкомиссии все шутили, что здоровье идеальное и надо в космос, а не на Ил-14. А сейчас врачи сделали заключение, что проблемы связаны с аварией на ЧАЭС, - рассказывает Олег Сухинин.
Александр Кириченко попал в больницу с гипертонической болезнью сердца и гастритом.
И Кириченко, и Курдюков в итоге получили инвалидность. Причины те же – авария на ЧАЭС.
«Мешок бросал в реактор? Значит, не ликвидатор»
В 1997 году руководство завода централизованно подготовило документы и обратилось в Минтруд. После проверки летчикам выдали удостоверения ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
- В 2002 году нас вызвали снова, - говорит Кириченко. – Сказали, что удостоверения нужно менять. Мы под диктовку написали заявления. Нам выдали новые удостоверения.
Теперь УФСБ по Самарской области возбуждают уголовные дела на людей, которые спасали людей с зараженной территории.
Дела возбуждают по ст.159 УК РФ. Чернобыльцев обвиняют в том, что они умышленно переврали все факты и прибавили себе заслуги.
- До 1989 года мы даже не слышали об этом ничего. Вспомните, какая секретность была вокруг аварии. А нам говорят, что мы якобы умысел имели, когда летали туда, - возмущаются летчики. - Главная проблема - незнание и непонимание событий того времени. Спрашивают: «А ты мешки не бросал в реактор? Значит, ты не ликвидатор, а для получения удостоверения полеты должны выполняться в 30-ти километровой зоне. Вас там не было».
Пилоты и не отрицают, что в 30-ти километровой зоне и в Припяти никогда не были, но неоднократно летали в зоне отчуждения, которая на самом деле намного больше, чем 30 километров, - утверждает Александр Кириченко.
«Жалко мужиков»
В 2015 году Правительство выпустило постановление, в котором часть Брянской области признается зоной отчуждения.
В составе экипажа АН-26 выполнял согласованные полеты по военной линии в зоне отчуждения, потому что вылетали с военного аэродрома. Через Брянскую область летчики возвращались на аэродром базирования в Куйбышев.
- Что мы сделали 32 года назад не так, что сейчас нас считают мошенниками? – не понимает экипаж.
По ст.13 п.3. Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он распространяется на ликвидаторов последствий аварии, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Основное, на чем настаивает сторона обвинения: экипаж не был в 30-километровой зоне отчуждения, а работы по эвакуации проводил по собственной воле, а не по приказу органов исполнительной власти. В суде разговор короткий:
- Вам приказ давали лететь на военный аэродром?
- Командир решал.
- Ну, ни с кем вы не согласовывали, - подытоживает прокурор.
- Да если бы мы сидели ждали на гражданском аэродроме, пока нас заправят, мы бы не выполнили задание в срок – возмущаются чернобыльцы.
- Вот вы и выполнили задание, теперь уголовное дело у вас появилось, - вдруг не сдерживается обвинитель. Правда, потом, в перерыве, вздыхает. – Жалко мужиков. Если бы документы были в надлежащем виде, тогда и вопросов бы не было. А так…
Ищут настоящих мошенников, а нашли нас
Следствие давит: вы мошенники, потому что подделали документы, а на самом деле к ЧАЭС никакого отношения не имеете.
«Летный отряд не направлялся на работу в 30-километровую зону отчуждения. Управление труда Вы обманули и ввели в заблуждение», - указано в обвинении.
Фиктивными считают сразу несколько документов: письмо-ходатайство «Прогресса» и «Авиакора» о выдаче удостоверений работникам летных отрядов 1986-1987; списки работников, которые летали в район аварии, справки от предприятий, задания на полет.
- А мы не подделывали ничего, - продолжают настаивать летчики.
Все документы были подготовлены руководством предприятий и направлены в компетентную комиссию Главного управления труда Администрации Самарской области, которые после всесторонней и комплексной проверки были одобрены, и мы были признаны участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с выдачей Удостоверения установленного образца.
В конце 90-х гг. мы – пилоты и техники уходили на пенсию по выслуге лет и по состоянию здоровья.
В настоящее время мы являемся пенсионерами более чем с 20-летним стажем и одновременно инвалидами 2-й и 3-й группы (причина инвалидности – увечье связано с аварией на ЧАЭС).
Ищут мошенников, а нашли нас.
За все это летчикам грозит реальный срок лишения свободы. Таких только по Самарской области больше 100 человек. С каждого пенсионера требуют взыскать – все якобы незаконно полученные выплаты за 21 год.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Алексей Юшкин, адвокат:
- Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению мерами социальной поддержки в отношении граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, заключается в том, что должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и гарантий их социальной защищенности.
Вопреки п.2 ст.49 Конституции РФ летно-подъемный и технический состав должны оправдываться и доказывать следствию и судам свою абсолютную невиновность в событиях 32-летней давности.