Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Туризм21 апреля 2018 14:49

Зачем подростки улетают в Арктику

Корреспондент "КП" принял участие в экспедиции Матвея Шпаро на Северный полюс [фото, видео]
Экспедиция на Северный полюс.

Экспедиция на Северный полюс.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Московские школьники под руководством Матвея Шпаро в десятый раз отправились покорять Северный Полюс. До дрейфующей в арктических льдах станции Барнео их отправился провожать корреспондент КП, который попытался разобраться в главных вопросах: зачем это детям, что чувствуют их родители и какая вообще от этих экспедиций польза для простых людей?

- Почему вы грустите? - оборачивается ко мне девушка Женя с переднего ряда автобуса, который едет в Москву из Жуковского

- Я просто немного утомился.

Сегодня вылететь не получилось. Что-то там с погодой и какими-то формальностями. Самолет уже стоял на взлетке, но в последний момент все переиграли. Пассажиры - в основном подростки, никто ими рисковать не будет.

В ожидании вылета.

В ожидании вылета.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Грустить, на самом деле должна была Женя. Где-то там, в нескольких тысячах километров ее ждет мечта — Северный Полюс. Она собиралась туда в прошлом году, но в последний момент экспедиция отменилась. Теперь она сидит и без остановки болтает со своим соседом по автобусному креслу, придумывая прозвище для одного из двух сопровождающих их отряд «Полюс» Алексея. Имена одинаковые, без прозвища может произойти путаница.

О том, что и в этом году все может отмениться, Женя и думать не хочет.

Невозможно это.

В 14 лет мама отправила ее в лагерь Большое Приключение, чтобы направить энергию своего ребенка в какое-то позитивное русло. Женя рассказывает, что сначала она была из тех детей, кто почти сразу начинал звонить родителям с просьбой забрать обратно.

Женя с 14 лет в лагере Большое Приключение.

Женя с 14 лет в лагере Большое Приключение.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Никогда она не просила ее забрать. - защищает Женю мама. - Я когда в конце смены ее на вокзале встретила уставшую, пропахшую костром, спросила, поедет ли она еще когда-нибудь в такой лагерь. Она тогда с испугом на меня посмотрела и ответила «конечно поеду», боялась, что я ее больше туда не отправлю.

С того первого раза Женя проводила в карельском лагере по несколько смен в год в течение четырех лет, ведь там она узнала, что если очень постараться, то можно попасть в экспедицию на Северный Полюс. Забраться вместе с Матвеем Шпаро на Вершину мира.

- Мне просто захотелось совершить сейчас какой-то такой подвиг, чтобы было чем гордиться в старости, - рассказывает Женя. - Некоторые ребята моего возраста в своей жизни кроме компьютерных игр ничего не видят, для них главное пройти новый уровень в игре. Но есть и другие, кто ходит на Эльбрус, наши ровесники. Я начала бегать, ходить во все более сложные походы, пришлось бросить легкую атлетику. Сейчас я совершенно не волнуюсь за свое физическое состояние. Тем более, у нас отличная команда, некоторых ребят я знаю уже давно, других я вижу в первый раз, но все они классные.

Бесстрашные участники похода.

Бесстрашные участники похода.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Про физическую подготовку подростков, которые в течение семи дней, под руководством Матвея Шпаро будут идти к Северному Полюсу, в аэропорту, уже перед самым вылетом мне рассказал его отец, легендарный путешественник Дмитрий Шпаро.

- Из сорока ребят, по результатам сложного девятидневного похода по тайге, мы выбрали семерых. В этом году было много снега, и поход был еще более сложный, чем обычно. В результате таких походов мы получаем уверенность, что эти дети полностью готовы. В наши экспедиции никакой ребенок не может попасть по блату, это просто небезопасно.

Бескрайние снежные равнины

Бескрайние снежные равнины

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Нововведение этого года, вторая группа из семерых ребят с названием «Барнео» — это школьники, отобранные методическим центром Департамента образования Москвы. По результатам онлайн-диктанта, в котором участвовало 7200 человек, во второй тур прошли 40. Эти ребята должны были представить свои научные проекты, связанные с Арктикой, и защитить их в парке «Зарядье». В итоге семеро счастливчиков отправились на дрейфующую станцию Барнео, чтобы вместе с учеными-полярниками изучать Арктику и реализовать свои проекты

- В интернете очень мало информации по Северному полюсу, ее практически вообще нет. Мне интересно, как себя чувствует организм в условиях низких температур, как это будет влиять на психологию, - рассказывает Вероника из отряда «Барнео»

Веронике интересно все, что связанно с Северным полюсом.

Веронике интересно все, что связанно с Северным полюсом.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Из таких ребят и состоит «Большая Арктическая экспедиция».

Суперджет МЧС России взял курс на Шпицберген. Нам предстояло высадиться в городке Лонгйир, чтобы пересесть в арктический АН-74, который может приземляться на ледяную полосу станции «Барнео».

Шпицберген

Шпицберген

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

На борту я пытал Матвея Шпаро, зачем же все это нужно, какой плюс от этих экспедиций для обычных людей?

- Ну смотри. Если из прикладного. Мы искали самолет для экспедиции . Суперджет всем нам подходит, да и дешевле чем Боинг, но выяснилось, что Суперджеты не имеют права летать так далеко на север, за 72 параллель. Для того, чтобы получить это право, концерн «Сухой» специально организовал полет своей лаборатории на Шпицберген для того, чтобы определить особенности таких полетов. После этого в документацию Суперджета, благодаря нашей экспедиции, внесли нужные поправки, и этот самолет теперь имеет право так далеко летать.

По словам Матвея, главный эффект, происходит уже после возвращения ребят домой. Они возвращаются в свои дворы, районы, школы и заражают все свое окружение правильными эмоциями, полученными в походе. Матвей называет это «волновым эффектом» сравнивая с волнами от камушка, который бросили в воду.

Мы высадились на льдину.

Суперджет мчс в Лонгйире.

Суперджет мчс в Лонгйире.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

На Барнео в тот день было минус 15, что сравнительно тепло, а главное, не было ветра. Пока мы летели, арктические льды не теряли времени даром и дрейфовали. Станция находилась уже в каких-то пятидесяти километрах от полюса. Матвей отправился договариваться насчет вертолета, чтобы тот закинул его отряд куда-нибудь подальше, чтобы пройти из той точки положенные 100 километров на лыжах. Ребята тем временем разобрали свое снаряжение и отправились тренироваться преодолевать ледяные торосы.

- Через десять минут взлетаем! Давайте на борт, — похлопал меня по плечу пилот нашего самолета. - Тут, парень, погода каждые 15 минут меняется, любое промедление... застрять тут, короче, можем...

Самолет АН-74. на котором экспедиция вылетела из Лонгйира.

Самолет АН-74. на котором экспедиция вылетела из Лонгйира.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Я уже слышал эту фразу два года назад на полюсе, когда мы встречали таких же ребят на финише экспедиции. Тогда я здесь побывал в первый раз и до сих пор помню взрыв эмоций от этой холодной белой пустыни. И теперь я немного завидовал тем ребятам, которые прилетели сюда впервые.

Предзакатный вид.

Предзакатный вид.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Универсальный способ воспитания детей от Матвея Шпаро, директора городского центра допобразования "Лаборатория путешествий":

Матвей Шпаро

Матвей Шпаро

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Если есть возможность, нужно доверять ребенку, нужно правильно воспитывать самостоятельность, нужно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за те поступки, которые он совершает. Но на самом деле не важно, будет он ходить в сложные походы или нет. Это не имеет никакого значения. Важно, чтобы дети могли доверять друг другу, быть самостоятельными, но при этом есть другие формы воспитания, которыми этого можно добиться. Походы, конечно хорошая история, но и участие в каком-нибудь театральном кружке — тоже важно. То, что подходит, например, моему ребенку, не обязательно может подойти другим детям. Это как когда мы смотрим экстремальное видео, внизу идет титр «Не пытайтесь этого повторить». Нет универсальных способов воспитать своих детей.

Закат над Шпицбергеном.

Закат над Шпицбергеном.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Международный аэропорт Жуковский - официальный партнер экспедиции.