Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика12 апреля 2018 22:00

Алюминиевый занавес: какое будущее ждет моногорода, попавшие под санкции

«Комсомолка» поговорила с рабочими с заводов Олега Дерипаски
Пригород Иркутска Шелехов моложе некоторых из своих жителей

Пригород Иркутска Шелехов моложе некоторых из своих жителей

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Прошлая неделя началась с головокружительного падения акций российских компаний, попавших под новые санкции США— к примеру, уже к вечеру «черного понедельника» крупнейший российский производитель алюминия «Русал» подешевел вдвое. Но что эти потери означают для простых рабочих с заводов российского Севера, Урала и Сибири? Корреспонденты «Комсомолки» отправились в моногорода, где работают заводы, принадлежащие «Русалу».

Каменск-Уральский (Свердловская область):

«НАМ ЭТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДО ЛАМПОЧКИ»

Один из старейших промышленных городков у подножия Уральского хребта — Каменск-Уральский. Местный «Уральский алюминиевый завод» — важнейший в масштабах страны производитель глинозёма (по-научному — оксид алюминия), основного сырья для получения чистого алюминия. Это один из двух самых крупных металлургических заводов в городе со 170-тысячным населением. На предприятии трудятся около четырех тысяч человек.

У проходной - огромный циферблат, отсчитывающий бесконечные минуты до конца смены. Двадцать, десять, пять, три... Ровно в пять вечера из ворот показываются первые рабочие.

- Мужики, слышали про санкции США? – спрашиваем.

- Ну, слышали, и что? – глядя исподлобья, отвечают работяги.

- Не боитесь, что сократят или зарплату снизят? «Русал» ведь больше всех попал, - не отстаем мы.

Дружный хохот разряжает напряженную обстановку.

- Нам их санкции вообще до синей лампочки! – бодро и политически грамотно отвечает слесарь ремонтного цеха Леонид Каркин. – Нам семьи кормить надо, а не о политических играх думать!

- Но тут как бы прямая связь... - пытаемся подискутировать.

- Да пусть утрутся там на Западе! — картинно сплёвывает на землю один из мастеров и уходит прочь.

Подошедшие рабочие из глиноземного цеха кивают, демонстрируя редкое единодушие. Оказывается, они все только что с собрания, где им все разжевали: мол, будьте спокойны, работаем в штатном режиме, сокращений не будет ни по числу сотрудников, ни по зарплатам.

Шелехов (пригород Иркутска):

ЗАВОД ВСТАНЕТ - ВСЕ ВСТАНЕТ

Пригород Иркутска Шелехов моложе некоторых из своих жителей. В пятидесятые годы прошлого века его строили тысячи комсомольцев со всего Союза. Первенец цветной металлургии в Восточной Сибири, завод ИркАЗ и сегодня главный кормилец 50-тысячного городка.

Не город тут дает жизнь заводу, а наоборот завод — городу.

- На заводе сейчас трудятся лишь 2 тысячи человек, раньше было больше, — снабжает нас информацией сотрудник местной администрации Константин Орлов. – Если учесть еще несколько взаимосвязанных предприятий, то около 5 тысяч. Да, это всего 15% населения. Но при этом завод – градообразующий. От него зависит все: и жизнь малого бизнеса, и жизнь простого населения.

Средняя зарплата в Шелехове 40 тысяч рублей - и это чуть больше, чем в области. За счет заводчан, конечно. У них средний доход составляет 53 тысячи рублей. На ИркАЗе завязано в городе все. Маршрутки везут тысячи людей на производство, общепит кормит обедами, магазины снабжают продуктами заводчан. Все городские мероприятия, праздники, спортивные соревнования проходят под спонсорством завода. В прошлом году алюминиевый гигант отремонтировал здесь стадион, в этом дал деньги на искусственное поле с современным табло. Единственный в Шелехове Дворец культуры — тоже на балансе завода.

- ИркАЗ встанет — все встанет, - рассуждает в заводском буфете рабочий Андрей. – Санкции?! Тревожимся, конечно. Ждем, что будет.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук:

«Может, снизят темпы. Но заводы не остановятся»

Главной причиной санкций против Дерипаски стало желание Дональда Трампа защитить американский рынок алюминия. Напомню, что он вводил пошлину по отношению и к другим внешним поставщикам алюминия, в первую очередь — к китайским. Но китайцев особенно не прижмёшь, потому что не за что. И Дерипаска попал за компанию.

Но откровенно говоря, я не вижу никакой драмы. Дерипаска не сегодня-завтра откажется от долларовых долговых обязательств. Это называется технический дефолт. И это будет абсолютно разумный шаг с его стороны. Он вполне может сказать: «Я исполнял все свои обязательства, регулярно погашал долг, поставлял продукцию. Теперь продукция не нужна вашему правительству. Значит, и долг спрашивайте у вашего правительства». Это форс-мажор, обстоятельства непреодолимой силы. Совершенно уникальная возможность, которая может обернуть всю ситуацию к выгоде «Русского алюминия».

Так что никакой катастрофы не произошло. Может быть, снизятся темпы выработки, но заводы не остановятся.

НА РАСПУТЬЕ

Профессор Андрей Полянин, написавший научный труд о моногородах, обрисовал «Комсомолке» три сценария, который может ждать города металлургов в случае проблем главного завода.

Оптимистичный сценарий: «Развиваем внутренний спрос».

- Металлургические заводы - это прибыльные предприятия. И если покупатели за океаном отказались от нашей продукции, просто нужно найти покупателей у себя в стране. Один из вариантов - построить рядом еще один завод, который будет производить изделия из алюминия. Например, решетки для радиаторов. Два завода будут работать в тесном взаимодействии. Такой способ географической кооперации сейчас очень распространен. Еще один вариант - развитие отраслей, где используется алюминий. В первую очередь, это авиационная промышленность. Во вторую очередь - автомобильная. Есть такая статистика, что рост авиационного производства на 1% увеличивает спрос на алюминий на 3-5%.

Умеренный сценарий: «Дорогу малому бизнесу»

- Большинство госпрограмм поддержки моногородов строятся на развитии малого бизнеса. Идея в том, чтобы в горожанах зародился дух предпринимательства, и они уже сами создавали рабочие места для себя и своих земляков. Но это задача не на один год, а на пять или даже десять. Еще один «небыстрый» вариант - смена промышленного профиля. Такой трюк удалось провернуть, например, городу Мценску в Орловской области. Когда там «загнулся» литейный завод, власти начали активно развивать производство коммунальных машин. И теперь этот завод является основным локомотивом развития.

Депрессивный сценарий: «Здравствуй, преступность и безработица»

- Быстрого вымирания ни одному из городов не грозит. Всегда остается какой-то процент людей, который прикипел к этому месту. Да и куда уезжать пожилым людям, например?! Но если разъедется молодёжь, то будущего у города не будет. Классический пример проблемного российского моногорода - это Тольятти. Это город с очень высоким уровнем реальной безработицы, наркомании и преступности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые санкции США ударят по крупным российским компаниям и олигархам

6 апреля Минфин США объявил о новых санкциях. В список экономических ограничений попали 24 россиянина, 14 отечественных компаний и два коммерсанта из Мексики, известных как Леоне Мигель и Чучо Перез (подробности)