Премия Рунета-2020
Челябинск
+1°
Boom metrics
Общество28 января 2018 3:00

9 героических фактов о первом в стране дважды Герое Советского Союза

Как комсомолец из Златоуста Сергей Грицевец стал неповторимым асом, прошел несколько войн, а погиб из-за несчастного случая
Герой на фото и на почтовой марке.

Герой на фото и на почтовой марке.

Военный летчик Сергей Грицевец не участвовал в Великой Отечественной войне. Но на Рейхстаге надпись с его фамилией была. За лучшего советского аса 30-х годов расписался его бывший однополчанин Петр Хара.

Всю свою жизнь подполковник Хара корил себя за то, что случайно стал причиной смерти боевого товарища. Кто знает, возможно, что если бы Грицевец был жив, его боевой счет превзошел бы достижения легендарных асов Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина…

1. БЫЛ СЛЕСАРЕМ, СТАЛ АКТИВИСТОМ

Думал ли Сережка Грицевец, парнишка из белорусской деревни Боровцы, что жизнь подбросит его под самые небеса? Куда там! В годы Первой мировой войны семья ушла подальше от фронта — на Урал. В Златоусте Сергей устроился на механический завод.

Парнишка стал вкалывать по-взрослому, перевыполнял нормы. Стал делегатом I съезда ударников в Москве. Бойкого паренька взяли инструктором в горком комсомола. Пойти бы ему по комсомольской линии дальше, но жизнь распорядилась иначе.

2. ПОЛУЧИЛ ПУТЕВКУ В ЛЕТЧИКИ

В 30-х годах в стране прозвучал призыв «Комсомолец — на самолет!». Грицевец был направлен по комсомольской путевке в Оренбургскую школу летчиков. Здесь бывший слесарь показал незаурядный летный талант. И через три года был направлен в Одесскую школу воздушного боя, стал инструктором, и учил молодых летчиков. Судьба словно готовила его к звездному часу. И он настал.

3. ВОЕВАЛ ПОД ПСЕВДОНИМОМ

Во время войны в Испании Сергей прибыл туда в составе группы из 34 летчиков. Летчики числились добровольцами и воевали под чужими именами. Так Сергей Грицевец стал Сергеем Горевым.

Грицевец (второй слева) с советскими асами.

Грицевец (второй слева) с советскими асами.

Все сведения о наших бойцах были строго засекречены, так что подробности многих боевых подвигов Грицевца неизвестны.

Летчики воевали на истребителях, которые окрестили «чайками» и «чато» (чато — курносый — исп.). Сергей летал на истребителе «И-16».

4. В ИСПАНИИ СБИВАЛ ПО ТРИ САМОЛЕТА В ДЕНЬ

В день приходилось делать до пяти вылетов, и каждый раз наш летчик возвращался с победой. Иногда он сбивал сразу по три самолета, а однажды — целых семь!

На этой войне летчики не стремились увеличивать свой личный счет (коллективизм — прежде всего!), и многие сбитые вражеские машины зачислялись в общий «котел». В связи с этим наблюдалась некоторая путаница. Возможно, что Грицевец сбил больше самолетов, чем записано на его боевой счет, но и официально признанная цифра впечатляет — 30 штук!

Заметим, что это было сделано лишь за пару месяцев боевых действий. 2 февраля 1939 года уральскому летчику было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина.

Фото из довоенной газеты: Маршал Чойбалсан поздравляет нашего летчика с высшей наградой Монголии

Фото из довоенной газеты: Маршал Чойбалсан поздравляет нашего летчика с высшей наградой Монголии

5. РАСКУСИЛ ХИТРОСТЬ ЯПОНЦЕВ

Вскоре Грицевец уже участвовал в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол. Здесь летчику пригодился испанский опыт. Например, японцы, заметив по «почерку», что против них воюет ас, прикидывались сбитыми и пикировали вниз. Но Грицевец на провокацию не поддавался, догонял вражеских летчиков и расстреливал их почти в упор.

6. ОБМАНУЛ САМУРАЕВ

Однажды Сергей применил хитрость. Он велел своей эскадрилье не убирать шасси, и японцы приняли советские самолеты «И-153» («Чайка») за «И-15» — у них шасси не убирались и они уступали японским машинам в скорости.

Враги кинулись в атаку и тут наши развернулись во всю мощь и махом уложили четыре вражеских истребителя.

Сам народный староста Калинин вручал награду летчику.

Сам народный староста Калинин вручал награду летчику.

7. СПАС КОМАНДИРА ПОЛКА

Во время одного из боев на территории, занятой противником, был сбит командир полка. Грицевец посадил свой самолет прямо перед носом у японской пехоты и втиснул командира в кабину. В эту войну Грицевец пополнил свой боевой счет еще на 12 самолетов.

29 августа 1939 года Сергею Грицевцу было во второй раз присуждено звание Героя Советского Союза!

8. СТАЛ ДВАЖДЫ ГЕРОЕМ В ОДИН ДЕНЬ С ДРУГОМ

Сергей Грицевец и летчик Григорий Кравченко стали первыми дважды героями СССР. Это звание им было присуждено в один день, но, в отличие от Кравченко, Сергей Грицевец, которому было всего 30 лет, ни одной звезды так и не получил. Первое время героям давали грамоту и орден Ленина. А медаль «Золотая звезда» появилась лишь через пару месяцев после гибели уральского летчика.

Грицевец (первый слева) после и летчики его эскадрильи.

Грицевец (первый слева) после и летчики его эскадрильи.

9. ПОГИБ ИЗ-ЗА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Григорий Кравченко дослужился до генерал-лейтенанта, он принял участие в четырех войнах, а вот майор Сергей Грицевец погиб во время ночных полетов на белорусском аэродроме Болбасово.

Прожекторов на аэродроме в эту ночь не было, и в самолет Грицевца при посадке врезалась машина командира полка Петра Хары.

Командир получил тяжелые травмы и выжил, а вот у Грицевца шансов не было — он пытался уйти от столкновения, но было поздно: винт отрубил ему голову. Летчика похоронили рядом с аэродромом.

Разбор полетов во время гибели Грицевца в Болбасово.

Разбор полетов во время гибели Грицевца в Болбасово.

КСТАТИ

Кандидаты в четырежды герои

Во время Великой Отечественной войны было трое летчиков, которые четырежды (!) представлялись к званию Героя Советского Союза.

Это трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин (первое представление 1942 года было отозвано). А так же дважды Герои Советского Союза летчик дальней авиации А.И. Молодчий, два раза тщетно представлявшийся к третьей Золотой Звезде, и летчик — истребитель К.А. Евстигнеев, на присвоение которому высшей степени отличия заполнялись и подписывались четыре наградных листа, но лишь два из них были удовлетворены...

Фото из газет «Красная звезда», «Златоустовский рабочий».