По словам владельца ресторана, трое полицейских вымогали для своих личных целей скидочные карты на 50%.
Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
РЕЙД ПО «МЯСУ И РЫБЕ»
Скандал начался 12 января с поста в Фейсбуке московского ресторатора, владельца сети «Мясо и Рыба» Сергея Миронова. Он жаловался на пришедших с проверкой полицейских. Стражи порядка забрали в отдел полиции почти всех поваров и официантов «для проверки документов» и продержали весь день, практически парализовав работу заведения. Как рассказал «КП» Миронов, вечером офицер полиции пригласил в кабинет кадровика сети и якобы предложил никого не проверять в обмен на подарок от ресторана: три 50-процентные дисконтные карты на предъявителя. Мол, если дело дойдет до изучения документов - будут проблемы.
- Скидку 10% дают обычным посетителям, 15% - постоянным гостям, 20% - знаменитостям. А скидка 30% лишь у владельцев сети. Никогда бы я не стал каким-то местным полицейским давать скидку 50%. С какой стати? - рассказал Миронов.
Сама по себе скидка в 50% - уже криминал.
- Ресторанам по закону (Налоговому кодексу. - Ред.) разрешено делать скидочные карты не больше 20%, - рассказал «КП» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. - Сеть «Ля Маре» сделала знаменитому полковнику-миллиардеру Захарченко скидку в 50%. При расследовании это признали взяткой.
По факту разразившегося скандала МВД проводит проверку.
В ОБЩЕПИТ ЗА НЕЛЕГАЛАМИ
Согласно объяснениям ГУ МВД Москвы (электронное письмо есть у «КП»), полиция проверяла сигнал о наличии нелегальных мигрантов в заведениях общепита. Проверка нарушения действительно выявила - двух сотрудников ресторана прямо из отдела полиции отправили в суд для депортации, признался Миронов. Но пояснил, что все документы иностранных работников были изначально проверены миграционной службой, - вопросов к бумагам не возникло. Косяки с регистрацией всплыли потом - именно поэтому претензии предъявлены не к ресторану, а к самим мигрантам.
СИЛОВИКИ ПОДЪЕДАЮТСЯ В РЕСТОРАНАХ
Эксперты удивились действиям Сергея Миронова, а не полицейских.
- Рестораны часто имеют с полицией неофициальные отношения, - рассказал Бухаров. - Кого-то кормят бесплатно, кому-то дают скидочные карты. Обычно собственники заведений не жалуются. На моей памяти Миронов - первый, кто решился.
- Эта история совсем нетипична, - сказал «КП» бизнес-омбудсмен по Москве Михаил Вышегородцев. - Мне кажется, так грубо сотрудники полиции уже не работают. Предприниматель должен был обратиться в службу собственной безопасности МВД или прокуратуру, а он обратился к СМИ - это странно. Делать выводы о злоупотреблениях, не зная всей информации, сложно. Жалоб на вымогательство скидочных карт у меня за 5 лет работы не было.
При этом омбудсмен отметил, что число жалоб со стороны предпринимателей на действия сотрудников правоохранительных органов возросло в последнее время с недавних 10% (о чем он рассказывал в августе 2017 г. на Радио «КП» (97,2 FM) до 30%.
Бизнесмены устали молча сносить незаконные действия проверяющих.
- Деньги зарабатываются слишком тяжело, поэтому люди стали жестче реагировать, жалуются, пользуются возможностью записать аудио и видео, пригласить свидетелей, - говорит Вышегородцев.
НЕ УВЕРЕН - НЕ НАНИМАЙ
Нередко проблемы у предпринимателей возникают из-за накладок с документами работников. С виду все нормально, а копнешь поглубже (в полиции это умеют) обязательно найдутся косяки.
- Многие фирмы, которые предлагают мигрантам изготовить документы для пребывания и работы в России, предоставляют им фальшивки, - сказала «КП» Гавхар Джураева, эксперт Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. - Чтобы работодатель был уверен в юридической чистоте своих работников, надо отправить их документы в поселок Сахарово - там действует замечательный миграционный центр, работающий по Москве. Полученные там документы - это гарантия юридической чистоты.
А абсолютно железобетонные гарантии будут, если нанимать россиян. Но им и платить надо побольше.
СЕСТЬ НА ЗАРПЛАТУ
Бывший офицер отдела полиции в одном из спальных районов Москвы рассказал «КП» о взаимоотношениях некоторых своих коллег с бизнесменами.
- Главный интерес тех - сесть к бизнесменам «на зарплату». Руководитель вызывает кого-то из своих сотрудников и говорит, где провести проверку. Те находят нарушения. Это грозит убытками - штрафы для юрлиц высокие. Если владелец фирмы уже работает с вышестоящей организацией (например, к нему пришли из районного отдела, а его крышует округ), то он жалуется своим покровителям. Те звонят в отдел и говорят: не трогайте его, это наш. Если крыши нет, то человеку намекают, что надо бы сходить к начальнику. Тот приходит и решает вопрос - платит ежемесячный оброк. Бывает, что сотрудники действуют по собственной инициативе - стригут по мелочи. Могут нарваться на крепкого орешка - тогда возможны неприятности, и начальство может даже не прикрыть, а, наоборот, показательно покарать. А может и прикрыть, если ценный сотрудник.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПРИЕМЧИК СРАБОТАЛ
По словам экс-участкового из Воронежа, правозащитника Романа Хабарова, прием с проверками начали активно использовать еще в нулевые.
Дисконтные карты ресторана - хороший подарок от полиции «очень важным людям».
- Да, есть система подарков руководителям, - говорит Хабаров. - Когда к нам в Воронеж приезжал проверяющий из министерства, его водили в лучшие рестораны города. Каждый день - в новые. Райотделам приходилось договариваться, чтобы дорогого гостя кормили бесплатно. Надо посмотреть, может быть, у начальника в Кунцеве скоро юбилей. Или круглая дата у главы полиции округа...
По мнению экспертов, теперь сети «Мясо и Рыба» надо ждать цунами всяких инспекций. Просто так жалобщика не оставят.
Бывает, что правоохранители буквально берут коммерсантов на понт.
- Недавно один предприниматель рассказал, - вспоминает адвокат Владимир Тымков. - Пришли к ним на склад в Чеховском районе Подмосковья два сотрудника из экономической безопасности, представились, показали удостоверения. И взяли по здоровенному куску дорогой рыбы. И 20 банок салаки. Никаких документов, разрешающих такие действия, не представили, просто сказали: «Для проверки качества». Я говорю этому предпринимателю: «Так полиция не занимается проверкой качества». Он очень удивился. Вообще уровень юридической грамотности у бизнесменов слабоват. А жаловаться люди боятся, чтобы потом не замучили проверками.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
По мнению адвоката Владимира Тымкова, о вымогательстве обязательно надо рассказывать.
- Если у предпринимателя возникли опасения, что он стал объектом внимания недобросовестных полицейских, стесняться не надо, - убежден он. - Жалуйтесь в прокуратуру, в вышестоящую инстанцию: если приходили с проверкой из районного отдела - то в округ или в городское управление. В подразделения собственной безопасности МВД. А если речь идет о подозрении в коррупции, то - в ФСБ, коррупция по их части. Только это надо делать не после того, как все отдал, отлежался, отгоревал. А когда вымогатели работают. В ФСБ вполне серьезно относятся к таким заявлениям. И даже если сами не будут заниматься жалобой, а переправят ее в МВД, то к документу, «спущенному» из этой организации, отнесутся серьезнее, чем к заявлению, поданному напрямую в полицию.
ШТРАФЫ ЗА МИГРАНТОВ
✔ Работодатель в течение трех дней после заключения трудового договора с мигрантом обязан уведомить об этом управление по вопросам миграции МВД России.
Штраф: 400 тыс. - 1 млн. руб. для Москвы и Санкт-Петербурга, 400 - 800 тыс. руб. для остальных регионов.
✔ Работодатель обязан заключить с наемным мигрантом трудовой договор.
Штраф: 50 - 100 тыс. руб.
✔ Можно нанять мигранта только с разрешением на работу (патент или гражданство стран ЕАЭС).
Штраф: 400 тыс. - 1 млн. руб. для Москвы и Санкт-Петербурга, 400 - 800 тыс. руб. для остальных регионов.
- Работодатель не обязан проверять подлинность документов, которые показывает мигрант. Достаточно указать в уведомлении паспортные данные сотрудника, номер патента, данные о регистрации. Проверять сведения должны уже сотрудники МВД, - сказал «КП» руководитель центра «Миграция и закон» Дмитрий Михайлов.