Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья5 декабря 2017 22:00

Не зарекайтесь: «Странствия по поводу смерти»

Создать динамику и даже суету на страницах романа или короткой прозы могут многие, а вот создать ощущение хрупкости мироздания – это искусство. Однако и здесь Людмила Петрушевская выбирает сложный ракурс
Тревожные и зыбкие истории этого сборника Людмилы Петрушевской лишены патетики и в том один из секретов силы их воздействия на читателя

Тревожные и зыбкие истории этого сборника Людмилы Петрушевской лишены патетики и в том один из секретов силы их воздействия на читателя

Ее хрупкость не в мире, ожидающем войну и не в отношениях, готовых рухнуть. Речь об очень тонкой грани, которую мы изобрели сами для себя, назвали «закон» и всё время готовы его нарушить, а грань перейти.

«Странствия по поводу смерти»

«Эксмо», 2017

Перед нами сборник короткой прозы из девяти текстов, объединенных даже не тревогой от знаменитого «от сумы и тюрьмы - не зарекаются», а именно плавающей границей законности. Это ведь очень страшно, когда вы понимаете, что закон не только не справедлив, наказуя, но и равнодушен к тем, кто пытается его соблюдать. И все наши псевдо опоры: мораль, этика, справедливость, интересы общества – всё это – фигуры очень грубой лепки. Закон есть, но его нет. А где находится в нашей системе ценностей «право на ошибку» понять просто невозможно.

Тревожные и зыбкие истории этого сборника Людмилы Петрушевской лишены патетики и в том один из секретов силы их воздействия на читателя. В обыденность греха веришь больше, чем его небесное порицание. Внутри каждого рассказа сокрыты композиционные «перевертыши»: когда в квартиру врываются бандиты с ножами, то главная ткань рассказа посвящена не динамике происходящего, а описанию обстоятельств жизни членов семьи, в настоящий момент запертых в ванной. В эту минуту бабку, со связанными руками неуклюже падающую на бок в этой самой ванной, жалко не из-за нападения, а из-за ранней смерти сына от лейкемии, который всю жизнь боялся рассказать врачам о своем облучении на службе в ракетных войсках, сделавшей его инвалидом. Авансцена отступает перед внесюжетной историей отсутствующего героя. Перед нами рассказы по системе Станиславского, а это действительно синоним объемных героев с глубиной предыстории.

Всё случилось так, потому, что всё не так. Причинно-следственная связь нашего мира совсем не очевидна. Злодеи проживают счастливую жизнь поколениями, а обреченные мучаться, чистые и светлые люди находят справедливость только нарушая закон.

Удивительно, но от прочтения этой маленькой книги возникает ощущение, что детектив – это отнюдь не развлечение. Детектив – это часть нашей жизненной драмы и попыток найти справедливость и закон, который вряд ли может быть идеальным, ибо его создатели – мы сами.