Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество1 декабря 2017 22:00

Трансплантация жизни

Каждый день в мире проводятся сотни операций по пересадке органов, спасающих людей, обеспечивающих им полноценную жизнь
Источник:kp.ru
Певица и актриса Селена Гомес рассказала поклонникам, что этим летом из-за аутоиммунного заболевания (красной волчанки) ей пришлось пересадить почку.

Певица и актриса Селена Гомес рассказала поклонникам, что этим летом из-за аутоиммунного заболевания (красной волчанки) ей пришлось пересадить почку.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Отдать печень и родить

В этом году исполнилось 20 лет с того момента, когда в России впервые была проведена уникальная родственная трансплантация печени. Самый первый пациент, Алексей - уже успешный взрослый человек, 29-летний красавец. С тех пор в Центре трансплантологии имени Шумакова проведено более семисот операций только по пересадке части печени. Спасены сотни жизней маленьких пациентов. Спасителей-родителей и спасенных детей чествовали на торжественной церемонии, посвященной юбилею со дня первой родственной трансплантации печени. Детишек, которым операция была проведена за последние 2-3 года, было очень много.

Малышке Маргарите чуть больше года, часть печени восемь месяцев назад ей отдала мама Света. Девочка держится за палец мамы, серьезно глядя на меня. А мама говорит, что у них все хорошо, ведь врачи – почти боги. «Я не почувствовала никаких перемен в своем здоровье, - говорит Наташа. - Только спокойнее стала, ведь теперь уверена, что у дочки все будет хорошо. И вот (улыбается счастливо) – второго ждем».

Сейчас родственная трансплантация в России, как и во всем мире, достигла удивительных высот – прижизненные доноры не испытывают практически никаких проблем со здоровьем. Матери, отдающие не только часть печени (которая способна восстановиться через некоторое время), но и почку детям, спустя некоторое время успешно рожают второго, третьего малыша. Отцы, братья, сестры живут полноценной жизнью, наблюдая, как растет и развивается родной человек, в котором по-настоящему живет часть тебя.

- Действительно, количество родственных трансплантаций печени и почки растет с каждым годом, - говорит руководитель отделения пересадки печени и почки НМИЦТИО им. Шумакова Игорь Милосердов. - Большая часть операций по пересадке проводится в Москве, но и в регионах в последние годы идет активное развитие родственного донорства. Опыт наших специалистов по сложным случаям, а их бывает немало, активно изучается за рубежом.

Селена Гомес: «Благодарна подруге до конца жизни»

Случаев, когда родные жертвовали свой орган, чтобы и жизнь, и карьера близкого человека - талантливого певца, спортсмена, актера - счастливо продолжалась, в мире очень много.

Например, почку пожертвовал отец американской актрисы Сары Хайленд, чтобы дочке была сделана трансплантация. Звезда сериала «Американская семейка» уже несколько лет, с 21 года, живет с пересаженной почкой и продолжает карьеру.

А американский баскетболист Шон Эллиотт - первый спортсмен в мире, продолживший играть после пересадки почки, которую ему пожертвовал родной брат в 1999 году. Похожий случай произошел и с баскетболистом Алонзо Моурнингом, который вернулся к играм в 2003 году, после того, как ему пересадили почку его кузена.

Еще большее уважение вызывают близкие друзья, знакомые, которые готовы пожертвовать почку, печень другу или подруге. Так, подруга комедийного актера Трейси Моргана отдала ему свою почку после того, как у актера, больного диабетом, отказали свои. Если бы не самоотверженность близкого человека, актеру пришлось бы долгое время жить на диализе (аппаратная процедура по очистке почек, которая проводится только в больнице), прежде чем нашелся бы подходящий донор.

25-летняя красавица, певица и актриса Селена Гомес рассказала поклонникам, что этим летом из-за аутоиммунного заболевания (красной волчанки) ей пришлось пересадить почку. И пожертвовала ее близкая подруга – актриса Франсия Райса. «Я так благодарна тебе, ты моя сестра!» подписала фотографию в инстаграм Селена. На ней подруги в палате после операции.

«Мой ребенок должен жить в других»

Родственное донорство не вызывает ни у кого вопросов. Только восхищение. Иной вопрос с донорством посмертным, когда органы извлекают после смерти у совершенно незнакомого реципиентам человека. Вокруг таких случаев много необоснованного негатива, но и немало позитива. В иностранных фильмах и сериалах про работу «Скорых» или больниц часто показывают моменты, когда после смерти пациента сразу несколько бригад забирают необходимые другим больным органы.

Не всегда родным погибшего человека легко дается решение о донорстве, но, как правило, согласие дается. Пожалуй, самый известный случай, после которого отношение к посмертному донорству резко изменилось, произошел в Италии в 1994 году.

Семья американцев Грин путешествовала по Италии, любуясь видами. Поздно вечером семейство возвращалось из горной деревушки, когда внезапно их догнала незнакомая машина. Раздались выстрелы, первая пуля угодила в заднее стекло, вторая прострелила переднее. Нападавшие быстро скрылись. Отец семейства остановил машину, родители с тревогой повернулись назад и увидели, что семилетний Николас не шевелится - одна из пуль угодила ему прямо в голову.

В больнице, куда немедленно прибыли Грины, сделать ничего не смогли. Несколько дней врачи пытались спасти жизнь мальчика, но в итоге констатировали смерть мозга... И тогда родители, несмотря на свое горе, приняли беспрецедентное в то время решение: «Пусть органы нашего погибшего сына спасут жизнь другим людям».

Пять пациентов получили донорские органы: сердце, почки, печень и поджелудочную железу Николаса, а двоим пациентам была пересажана его роговица. Родители мальчика нашли утешение в том, что их погибший сын смог спасти людей, находящихся на грани жизни и смерти.

Спустя некоторое время Грины познакомились с людьми, которым пересадили органы мальчика. Каждый из пяти человек прожил долгую и счастливую жизнь: пациент, получивший сердце, прожил 23 года, почти столько же прожила женщина, получившая поджелудочную железу. Остальные трое живы до сих пор. Девочка, которой досталась почка Николаса, родила сына и назвала его в честь своего спасителя.

Чета Грин посвятила свою жизнь популяризации посмертной трансплантологии. Они путешествуют по всему миру, объясняя, что одно простое решение о посмертном донорстве способно стать единственно верным решением, спасающим жизнь другим людям. Кстати, после того, как о случае с Николасом Грином рассказали итальянские СМИ, количество человек, добровольно согласившихся стать посмертными донорами, возросло втрое. Этот случай назвали «эффектом Грина».

- Безусловно, родственное донорство играет большую роль в спасении жизней, - говорит Игорь Милосердов. - Но без посмертного донорства, особенно в срочных случаях, когда счет идет на минуты, спасенных людей было бы гораздо меньше. Да и пересадок печени и почек от посмертного донора все равно совершается больше. И не только у нас, во всем мире. В Европе, как и у нас, действует так называемая презумпция согласия, когда каждый гражданин, если он не выразил несогласие в отношении донорства органов после смерти, по умолчанию становится донором органов. На Западе во многих странах существует реестр отказа от посмертного донорства, то есть человек вносит свое твердое «нет», что он не хочет становиться донором органов после своей внезапной кончины, в специальный документ. Как правило, отказ от донорства связан с какими-то религиозными убеждениями. В нашей стране все конфессии поддерживают как трансплантацию, так и посмертное донорство, прекрасно понимая, что это спасает жизни людей. Хотя родственники погибшего человека могут отказаться от донорства. Новый законопроект, разработанный Минздравом России, предусматривает создание Федерального регистра доноров, реципиентов и донорских органов, куда войдут и волеизъявления граждан о несогласии на посмертное донорство. Но мы, врачи-трансплантологи, которые каждый день видим глаза спасенных нами людей, надеемся, что у нас, как и на Западе, процент отказавшихся будет минимальным.