Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество29 октября 2017 22:00

Полководец, который не боялся перечить советскому Кремлю

30 октября исполняется 100 лет со дня рождения бывшего начальника Генштаба Вооруженных сил СССР Маршала Советского Союза Николая Огаркова
Начальник Генштаба ВC СССР Николай Огарков во время пресс-конференции. Москва, 1983 год. Фото: Борис Кавашкин, Валентин Черединцев/Фотохроника ТАСС

Начальник Генштаба ВC СССР Николай Огарков во время пресс-конференции. Москва, 1983 год. Фото: Борис Кавашкин, Валентин Черединцев/Фотохроника ТАСС

Спроси сегодня не то, что у лейтенанта, - у иного полковника – кто такой Огарков? – в лучшем случае ответят, что «был когда-то такой военачальник в советское время, Генштабом рулил». Меж тем, образно говоря, семена, которые в свое время бросил в свою борозду Николай Васильевич, не заросли бурьяном, а дали крепкие и щедрые всходы в нашей военной истории. Его идеи и предложения до сих пор в строю, они служат России и ее армии. Давайте же вспомним сегодня биографию этого выдающегося человека.

КРЕСТЬЯНИН В ПОГОНАХ

Николай Васильевич Огарков родился в селе Молоково Тверской губернии 17(30) октября 1917 года в большой крестьянской семье, которая испытывала на себе все те же беды, которые выпали на долю сельских тружеников той поры: разруха, недороды, каждодневный изнурительный труд. С 14 лет Николай начал работать в колхозе, окончил энергетический рабфак, а в 1938 году был призван в Красную Армию. С того времени военная служба стала для него главным делом жизни.

Великая Отечественная война застала его, уже выпускника Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева, на строительстве укрепрайона в должности полкового инженера 1-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии Западного фронта. Следующая ступень - полковой инженер в 289-й стрелковой дивизии и бригадный инженер 61-й морской стрелковой бригады Карельского фронта. В 1943-м он служил в штабах инженерных войск, а в 1944-1945 годах, будучи дивизионным инженером 122-й стрелковой дивизии, участвовал в наступательных операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов. Участвовал в Будапештской, Балатонской и Венской операциях, в ходе которых показал глубокие инженерные знания, проявил личное мужество и отвагу. На протяжении всей Великой Отечественной войны Н.В. Огарков находился в действующей армии и прошел суровую боевую школу в самом пекле войны.

«В бою смел и решителен. В сложной обстановке быстро ориентируется и, проявляя инициативу, принимает смелые и правильные решения. В выполнении поставленных задач настойчив. Обладает хорошей эрудицией, культурен, тактичен. Среди личного состава дивизии пользуется большим авторитетом». Это - выдержка их боевой характеристики, составленной 16 сентября 1945 года на дивизионного инженера 3-го Украинского фронта Огаркова.

КРУТЫЕ СТУПЕНИ

После войны фронтовик Огарков последовательно шагал по крутым ступеням служебной карьеры. Старший помощник начальника штаба инженерных войск армии в Прикарпатском военном округе, заместитель начальника отдела инженерного управления Приморского военного округа. Затем - начальник отдела управления штаба Главнокомандующего войсками Дальнего Востока, начальник оперативного управления, заместитель начальника штаба Дальневосточного военного округа.

В 1957 году ему было присвоено генеральское звание, он был направлен на учебу в Академию Генштаба.

Маршал Советского Союза Николай Огарков, 1977 год

Маршал Советского Союза Николай Огарков, 1977 год

Фото: ТАСС

Тот набор был назван «жуковским», так как по приказу Министра обороны СССР Г.К. Жукова на учебу были зачислены в основном офицеры из войск, имевшие боевой опыт. Их приняли в академию без вступительных экзаменов.

После окончания академии Огаркову предлагали службу в Генштабе. Но он настойчиво добивался направления в войска и был назначен командиром 20-й гвардейской мотострелковой дивизии в Группу советских войск в Германии.

НОВАТОР

В 1961 году его назначают начальником штаба Белорусского военного округа. Там Николай Васильевич предложил ряд важных изменений в системе руководства войсками на уровне округа, целью которых было сосредоточение всех нитей управления в общевойсковом штабе и только под его организующим началом – в штабах родов войск, начальников служб. Сегодня это кажется само собой разумеющимся, однако в 1960-е годы явилось в известной мере новшеством. Произведенные Огарковым (с одобрения Минобороны и Генштаба) изменения в организационно-штатной структуре органов управления и в их функциях помогли повысить оперативность руководства войсками военного округа во всех звеньях. В последующем многие из этих нововведений были внедрены и в других военных округах. Будучи начштаба округа, Огарков большое внимание уделял совершенствованию

системы оперативной и боевой подготовки командиров и штабов. Следуя принципу «учить войска тому, что необходимо на войне», он разработал и внедрил собственную методику подготовки войск, смысл которой заключался в том, чтобы все категории военнослужащих обучались преимущественно на местности, в обстановке, максимально приближенной к боевой. Оперативно-тактическая подготовка командующих и штабов, как правило, осуществлялась на учениях с участием войск или с их обозначением, с имитацией боевых действий в реальном времени. В 1965-1968 гг. ему было доверено командовать войсками Приволжского военного округа. И на этой должности Николай Васильевич показал себя с наилучшей стороны и после приобретения солидного командного опыта был назначен на должность первого заместителя начальника Генерального штаба.

Начальник Генштаба В.Г. Куликов, характеризуя Огаркова на этой должности, отмечал: «...Высокая оперативная подготовка и большой опыт работы в войсках позволяют товарищу Огаркову Н.В. со знанием дела решать вопросы по совершенствованию Вооруженных Сил, оснащению их новейшей техникой и повышению боевой готовности. Имеет достаточную силу воли и настойчивость в проведении решений в жизнь. Умеет работать целеустремленно и оперативно, обладает чувством нового».

8 января 1977 г. генерал армии Огарков был назначен начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР – первым заместителем министра обороны СССР, а 14 января того же года ему было присвоено звание Маршала Советского Союза.

ВО ГЛАВЕ ГЕНШТАБА

За семь лет работы начальником Генштаба он добился многого. Уровень руководства видами Вооруженных Сил, штабами и войсками заметно возрос. При нем в Генштабе сложился сплоченный коллектив истинных профессионалов, на которых он опирался в процессе решения масштабных задач оборонного строительства.

Огарков все чаще задумывался о перспективах реорганизации армии и флота. Необходимость ее давно назрела. Расширенные масштабы и ускоренные темпы военных приготовлений противостоящих блоков – НАТО и Варшавского Договора, создание и наращивание новейших средств вооруженной борьбы, прежде всего предназначенных для нанесения первого массированного ядерного удара, означали непосредственную подготовку к новой мировой, на этот раз ракетно-ядерной, войне. Руководство Советского Союза беспокоило настойчивое стремление США разместить на территории ряда западноевропейских стран сотни ракет «Першинг-2» и крылатых ракет, обеспечивавших за счет короткого подлетного времени возможность сломать сложившийся военно-стратегический паритет.

Опасные действия НАТО побуждали советское руководство принимать ответные меры для повышения обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности советских Вооруженных Сил. Н.В.Огарков вплотную занимался этой работой и сделал очень многое. Так, он внес конкретные предложения по принятию мер противодействия американским планам размещения ракет «Першинг-2» и крылатых ракет. В европейской части СССР были развернуты новые советские ракеты средней дальности, известные на Западе как СС-20.

Генштаб совершенствовал организационную структуру и методы управленческой деятельности. В частности, Огарков предлагал осуществить преобразование Главного командования Сухопутных войск в Главное командование резервов и территориальной обороны с подчинением ему частей Гражданской обороны и военкоматов, создание в мирное время главных командований войск на стратегических направлениях,

формирование армейских корпусов, предназначенных для действий в глубине оперативной обороны противника в качестве оперативных маневренных групп, преобразование воздушных армий в ВВС округов, построение противовоздушной обороны по территориальному принципу, чтобы каждый военный округ полностью отвечал за ПВО в пределах своих административных границ. Главной целью этой реорганизации была, несомненно, забота о повышении обороноспособности страны.

Вот как Н.В.Огарков писал по этому поводу в своей книге «История учит бдительности»: «Господство над миром – не наша цель. Наш идеал – мир и сотрудничество. На добрую нашу волю должны отвечать доброй волей, на доверие – доверием. Но тот, кто нашу искреннюю заинтересованность в упрочении мира принимает за признак слабости, совершает серьезнейший просчет. Интересами Родины, наших друзей и союзников, мы не поступимся никогда».

Огарков в течение четырех лет подготовил и провел несколько самых крупных в истории наших Вооруженных Сил учений на всех основных стратегических направлениях. На основе анализа этих учений, а также с учетом развития техники и вооружения, общей военно-политической обстановки, опираясь на лучших специалистов Генштаба, Николай Васильевич организовал переработку основополагающих уставных документов Вооруженных Сил, в том числе наставлений по подготовке и ведению операций Вооруженных Сил. Особое внимание он уделял развитию теории управления стратегическими ядерными силами, а также противоракетной обороне.

7 ноября 1980 года. Председатель Совета министров СССР Николай Тихонов, Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, министр обороны СССР Дмитрий Устинов, начальник Генштаба ВС СССР Николай Огарков (крайний слева) и зарубежные гости на трибуне Мавзолея. ФОТО ТАСС

7 ноября 1980 года. Председатель Совета министров СССР Николай Тихонов, Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, министр обороны СССР Дмитрий Устинов, начальник Генштаба ВС СССР Николай Огарков (крайний слева) и зарубежные гости на трибуне Мавзолея. ФОТО ТАСС

«С ПОЛИТБЮРО НЕ СОГЛАСЕН»

Важным этапом в деятельности Генерального штаба и его начальника была организация ввода советских войск в Афганистан. События тех лет подробно описаны многими авторами. Большинство из них утверждают, что руководство Генштаба было против такого шага. В этой связи следует привести выдержку из книги воспоминаний советского посла в США, а в дальнейшем секретаря ЦК КПСС Анатолия Федоровича Добрынина «Сугубо доверительно»: «Характерно, что Генеральный штаб и бывшие в Афганистане советские военные возражали против ввода войск, доказывая опасность и нецелесообразность втягивания советских регулярных войск в затяжную гражданскую войну в Афганистане в трудных условиях гористой местности. Высшие чины генералитета – Огарков, Ахромеев, Варенников – даже обратились с необычным коллективным рапортом по этому поводу к Министру обороны Устинову. В ответ они услышали окрик: «Не рассуждать! Выполняйте решение Политбюро».

СНЯТ С ДОЛЖНОСТИ «В ИНТЕРЕСАХ СТРАНЫ»

Одним из главных инициаторов реформы в Вооруженных Силах был в 70-80 годы Огарков. У него было много сторонников. Но были и противники.

В 1984 г. Николая Васильевича неожиданно для него назначили Главнокомандующим войсками Западного направления.

Николай Огарков в Сирии инспектирует войска. 1984 год. Фото: Союз Ветеранов военнослужащих проходящих службу в Сирии

Николай Огарков в Сирии инспектирует войска. 1984 год. Фото: Союз Ветеранов военнослужащих проходящих службу в Сирии

Как воспринял свое перемещение по службе сам Огарков? Вот что он сам рассказывал о своей беседе с Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко по поводу этого события: «Константин Устинович поздравил меня с назначением главкомом, пожелал успехов в работе. Я поблагодарил ЦК КПСС и К.У. Черненко за оказанное доверие, но все же поинтересовался, почему со мной об этом перемещении предварительно никто не переговорил, хотя бы по телефону.

«Так надо в интересах страны. О важности группировки наших войск на западном направлении Вы и сами прекрасно знаете» - ответил Черненко».

Главнокомандующему войсками Западного направления была подчинена группировка войск и сил флота, примерно равноценная группировке войск (сил) НАТО, развернутой на Западноевропейском театре. Это было 40 процентов общей численности Вооруженных Сил СССР.

Реформа армии не состоялась. А уже в 1988 году Михаил Горбачев решил уволить из армии наиболее опасного, по его мнению, маршала Огаркова и ряд других полководцев. Он их боялся. Ведь тот же Николай Огарков, если надо, мог перечить даже Леониду Брежневу.

В 1988 г. Маршал Советского Союза Н.В. Огарков стал генеральным инспектором группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Одновременно до августа 1991 г. он возглавлял Всесоюзный совет ветеранов войны и труда. В 1994 г. его назначили советником Министра обороны РФ.

За большой вклад в укрепление оборонной мощи страны, развитие военной науки и военного искусства в 1977 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза, а в 1981 г. он был удостоен Ленинской премии.

НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ

С кем его можно сравнить Огаркова? Чье влияние несет на себе его личность? Можно представить собирательный образ Н.В.Огаркова и назвать черты, которые в нем отразились наиболее наглядно: ум и свершения А.М.Василевского, воля Г.К.Жукова, обаяние К.К.Рокоссовского, честолюбие А.А.Брусилова, основательность Р.Я.Малиновского, школа штабной службы Б.М.Шапошникова, кропотливый труд И.С.Конева, блеск и красота исполнения воинского долга А.В.Суворова.

Имя Н.В.Огаркова, его деятельность, его свершения являются примером служения Отечеству, представляют собой огромный потенциал знаний, опыта, смелого вторжения в теорию и практику военного строительства, возможностей человеческой личности, целиком посвятившей себя защите Родины в рядах её Вооруженных Сил.

Могила Николая Огаркова на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Сергей Семенов/wikipedia.org

Могила Николая Огаркова на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Сергей Семенов/wikipedia.org

Сегодня в нашей стране Николай Огарков незаслуженно забыт, между тем, все ведущие армии мира используют систему управления войсками, впервые разработанную именно им.

Использование неядерного высокоточного оружия, постоянная связь между разведкой, командованием и средствами поражения, мобильность и оперативность — такова сегодня тактика, применяемая любой современной армией. В особенности этим гордятся американцы и весь блок НАТО до кучи, а на самом деле все вышеописанное даже на Западе до сих пор называется «доктриной Огаркова» — по имени советского маршала.

«МАНЕВР», ПОРАЗИВШИЙ АМЕРИКАНЦЕВ

Первый вариант новой системы управления войсками под руководством Огаркова был создан к началу 60-х, тогда же он был им опробован на учениях Белорусского военного округа. Но это было только начало. Появление компьютерной техники — нашей, отечественной, — вывело его идеи на качественно новый уровень. К концу 70-х годов они оформились в полевую

Автоматизированную систему управления войсками фронта (АСУВ) «Маневр». Минский НИИ средств автоматизации НПО «Агат» воплотил ее в металле и кремнии на основе советских процессоров, которые тогда превосходили аналоги от американской компании IBM, а в 1981 году новинку испытали на учениях «Запад-81».

Грандиозные маневры: войска трех военных округов, авиация, флот. Размах действия сравним с крупнейшими операциями Великой Отечественной войны. Запад был не на шутку перепуган, многие посчитали учения репетицией Третьей мировой войны. Впоследствии, когда после развала СССР один из экземпляров «Маневра» попал в руки американцев, те с ужасом выяснили, что при использовании данной системы Варшавский договор мог наголову разгромить НАТО безо всякого атомного оружия всего за три дня.

Потом «Маневр» проверили на ученьях «Щит-82» — все снова прекрасно работало. Эффективность действий войск, плотность огня и его точность возрастали в 3-5 раз.

Реорганизация всей Советской армии на основе «Маневров» и принципах «доктрины Огаркова» давала колоссальные преимущества. Причем не только на поле боя. Концепция мобильных сил, всегда готовых к переброске в нужное место, меняла саму структуру армии, ее количественный состав, а также вела к серьезным реформам в оборонной промышленности, да и в экономике в целом. Вместо многомиллионной громады планировалось создать значительно более компактную, но предельно насыщенную современной техникой и высококвалифицированными специалистами структуру. Не нужно будет «штамповать» тысячи и тысячи новых танков и «бэтээров», кормить, одевать и обувать миллионы солдат, строить новые казармы и военные городки. С экстенсивного пути развития армия должна была свернуть на интенсивный.

Но противники такого подхода уперлись. «Маневры» внедрялись в войска с большими сложностями, шел прямой саботаж. Высшие офицеры понимали: такое количество генералов в армии новой формации не понадобится, да и полковников с майорами тоже. А уходить на пенсию никому не хотелось. Потому с помощью закулисных интриг Маршал Огарков в 1984 году и был совершенно внезапно смещен с поста начальника Генштаба…

***

В сегодняшнем Генштабе Огаркова и его наследие, к счастью, не забыли. Наоборот - многие его идеи легли в основу проводящейся сейчас военной реформы.