Премия Рунета-2020
Калининград
+9°
Boom metrics
Общество31 августа 2017 11:44

Ударный ремонт в Калининграде: Сделали тротуары – деревья засохли

«Комсомолка» выяснила, почему в нашем городе снова началась рубка засохших деревьев, и почему они, собственно, засохли
Спиленные деревья на Поплавке раздавили под собой часть благоустройства.

Спиленные деревья на Поплавке раздавили под собой часть благоустройства.

Фото: Иван МАРКОВ

Спиленные деревья в озере

На днях в Калининграде в очередной раз вырубили деревья в одной из рекреационных зон. На этот раз на озере Поплавок, которое в народе называют еще Хлебкой. Рабочие тут не только свалили 15 деревьев, которые якобы угрожали жизни и здоровью отдыхающих, но и оставили распиленные чурбаки и обрезанные ветки на берегу. Некоторые деревья они уронили прямо в воду и не пожелали их оттуда доставать. После того, как поднялся шум в социальных сетях (на плавающие пни обратили внимание отдыхающие), часть деревьев из озера все-таки достали, остальное в мэрии пообещали убрать в четверг.

Еще неделю назад председатель горсовета Андрей Кропоткин сообщил, что 15 деревьев на берегу озера будет спилено по просьбе жителей. Дело, казалось бы, хорошее. Сухие стволы, с которых на головы валятся ветки, зоны отдыха и общественные места не украшают. Но тут же возникает вопрос: а почему вдруг деревья, которые еще несколько лет назад были здоровыми и красивыми вдруг превратились с сухостой? Подобную картину сегодня в Калининграде можно наблюдать не только на берегу Поплавка, но и на Верхнем озере, вдоль Гвардейского проспекта, на Пролетарской улице и во многих других уголках города. Все эти места объединяет одно - ремонт, который прошел несколько месяцев или несколько лет назад.

Мария Кохановская (на фото) говорит, что качество компенсационных высадок в городе не всегда на высоте.

Мария Кохановская (на фото) говорит, что качество компенсационных высадок в городе не всегда на высоте.

Фото: Иван МАРКОВ

Выпиливали корни бензопилами!

В четверг утром корреспонденты «Комсомолки» решили объехать горячие точки вместе со специалистом, доцентом БФУ имени Канта Марией Кохановской, чтобы выяснить, что происходит с нашими зелеными насаждениями. Начали экскурсию с Гвардейского проспекта, где только этим летом, сразу после ремонта тротуаров было спилено пять взрослых деревьев.

- Есть несколько факторов, которые губительно влияют на деревья при наших ремонтных и строительных работах, - говорит Кохановская. – Самые радикальные повреждения они получают при воздействии на корни. Горожане сами могут заметить, что когда копают траншею, прокладывают трубопровод или ремонтируют тротуар, корни обрезаются, обрубаются, а это естественным образом ослабляет дерево. Скорее всего, у дерева, прошедшего такую «операцию», на следующий год появятся сухие ветви. Причем, появление сухих ветвей будет пропорционально количеству поврежденных корней.

К слову, еще несколько месяцев назад, во время интенсивного ремонта тротуаров в центре города жители обратились в мэрию с просьбой проконтролировать работы подрядчиков. В частности, они жаловались на то, что в районе улицы Пролетарской дорожники, подготавливая пешеходную зону к укладке плитки, выпиливали корни бензопилами.

Спиленные дубы на Верхнем озере.

Спиленные дубы на Верхнем озере.

Фото: Иван МАРКОВ

Сорвал кору, получил грибок

Второй фактор, который приводит к постепенной гибели городских деревьев, по словам Марии Кохановской, – утаптывание почвы вокруг стволов.

- Уплотнение почвы вокруг дерева также приносит ему вред, - считает специалист. - Корни должны дышать точно так же, как и крона. Когда вокруг укладывается асфальт, и вокруг ствола почти не остается свободного места, либо когда рядом со стволом начинается интенсивное вытаптывание (часто наши люди еще и автомобили свои паркуют прямо на корнях деревьев), это тоже приведет к ослаблению, болезни и последующей гибели дерева.

За весь длительный период ремонта тротуаров (он, кстати, еще не закончился) нам удалось заметить только один случай защиты ствола дерева от строительной техники. В остальных же рабочие на экскаваторах и бобкэтах действовали с поражающим воображение размахом, задевая ковшом или манипулятором стволы и сдирая с них кору.

Приствольные решетки в нашем городе большая редкость. Эта находится рядом с музеем янтаря.

Приствольные решетки в нашем городе большая редкость. Эта находится рядом с музеем янтаря.

Фото: Иван МАРКОВ

- Повреждение стволов деревьев - это уже третий фактор, угрожающий их здоровью, - продолжает осмотр Кохановская. - На Гвардейском проспекте, когда делали тротуар, почти у каждого дерева строители сорвали кору. Заживление таких ран в городских условиях происходит очень медленно из-за загрязненного воздуха и стесненных условий. Есть вероятность, что агрессивные грибы уже успели атаковать древесину через вскрытые участки. Там будет образовываться гниль. Можно сказать, что все эти деревья в зоне риска.

Компенсационные высадки? Это жалко!

Добравшись до озера Поплавок, где по берегам еще были свалены горы распиленных стволов, мы обратили внимание, что еще как минимум пять деревьев в ближайшее время тут будут демонтированы. Второй момент, который буквально бросился в глаза – качество компенсационных высадок.

- Если мы решаем посадить новые деревья, то нужно посмотреть, наверное, чтобы это был качественный посадочный материал, - считает Мария Кохановская. - За этим должны следить. То, что мы видим тут – это брак процентов на 90. Более взрослые саженцы, конечно, будут стоить дороже, но и качество их будет выше, потому что такой саженец уже сформирован, у него выше жизнестойкость.

К слову, в Калининграде уже высаживали взрослые саженцы, и их приживаемость на самом деле была намного лучше. Яркий пример – Верхнее озеро, где по инициативе бывшего председателя комитета городского хозяйства Сергея Мельникова были посажены платаны. Ни одно дерево там не погибло. Тем не менее, на Верхнем озере есть и другой пример, уже менее приятный. Ежегодно в районе моста спиливается по десятку усыхающих деревьев. Объяснить, почему растения болеют, в мэрии не могут. По мнению Марии Кохановской, там также могли быть повреждены корни во время реконструкции променада.

Листья ест не только моль

Стоит сказать еще об одной угрозе для городских зеленых насаждений, более заметной именно в начале осени – это поражение листьев.

- При ослабленном иммунитете дерево более подвержено нападению и листовых вредителей, - считает Кохановская. - На том же Гвардейском проспекте каштаны не только поражены охридским минером, к которому мы, можно сказать, уже привыкли, но и другими специфическими вредителями. Например, Guignardia aesculi, это гриб, поражающий листья ранней осенью. Его можно определить по специфическому цвету ржавчины.

В Подмосковье, например, еще в 2013 году фитопатологии выявили 26 видов грибов, поражающих ствол, ветви и листья конского каштана. Вероятно, все эти грибы образуют гниль и на калининградских деревьях.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Мария КОХАНОВСКАЯ, ученый:

- Что касается корней, строителям просто надо быть более аккуратными, а проектировщикам – серьезнее относиться к озеленению и прокладке тротуаров. Ствол также при производстве работ должен быть специальным образом защищен. Есть защита при помощи обвязки досками, но под эту обвязку должна подкладываться гофрированная труба, чтобы амортизировать вероятные удары. Для защиты корней желательно использовать приствольные решетки, чтобы уменьшить нагрузку на корни, и чтобы они могли дышать. Если говорить о компенсационном озеленении, то тут явно должны быть стандарты качества по приемке. Трудно надеяться, что из саженца, полученного от лесников, например, может получиться что-то хорошее. К тому же, в Калининграде отсутствует система мониторинга. Ухода за деревьями в нашем городе нет, а есть «нормативная дырка» между посадкой и сносом. В городе должна быть целая структура, в чьем ведомстве будет уход за зелеными насаждениями.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Как калининградцы стали жертвами благоустройства

Есть прекрасная русская поговорка, которую вы, конечно, знаете: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Она как нельзя лучше подходит к тому, что происходит сегодня на центральных улицах Калининграда и в рекреационных зонах (читайте далее).