Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды19 июля 2017 9:28

Премьера фильма "Дюнкерк": вопли, грохот и трогательный финал

В прокат выходит "Дюнкерк" - это премьера очередного фильма одного из самых известных на планете режиссеров, автора "Темного рыцаря", "Начала" и "Интерстеллара" Кристофера Нолана [видео]
Сотни тысяч британских и французских солдат оказались заперты в городе Дюнкерке на северо-западе Франции; с одной стороны было море, с другой - фашистские войска

Сотни тысяч британских и французских солдат оказались заперты в городе Дюнкерке на северо-западе Франции; с одной стороны было море, с другой - фашистские войска

Фото: кадр из фильма

Самым грандиозным сражением Второй мировой войны для русских был Сталинград. Главным для американцев - "День Д", 6 июня 1944 года, когда американские войска высадились в Нормандии. Одним из самых важных эпизодов войны для британцев, несомненно, была Дюнкеркская спасательная операция в конце мая 1940-го. Тогда сотни тысяч британских и французских солдат оказались заперты в городе Дюнкерке на северо-западе Франции; с одной стороны было море, с другой - фашистские войска, которые с радостью готовы были их уничтожить. И уничтожили бы, - но англичане, приложив нечеловеческие усилия, за неделю эвакуировали почти 340 000 (еще раз, прописью: триста сорок тысяч, население крупного города) своих на родину.

Фильм про Сталинград снял Федор Бондарчук. Фильм про высадку в Нормандии, "Спасти рядового Райана" - Стивен Спилберг. Фильм про Дюнкерк, который сейчас выходит в прокат в России - Кристофер Нолан. Логика понятна: я - самый популярный и вообще главный режиссер в своей стране, я берусь за одну из главных тем в истории страны и закрываю ее.

Кристофер Нолан - один из немногих живущих на Земле режиссеров-суперзвезд: последние его фильмы ("Темный рыцарь", "Возвращение темного рыцаря", "Начало" и "Интерстеллар") не собирали в прокате меньше 650 миллионов долларов, а первые два и вовсе перевалили за миллиард. "Дюнкерку", одному из немногих в биографии Нолана совершенно реалистических фильмов, не имеющему ничего общего ни с играми разума, ни с царством сновидений, ни с межзвездными полетами, ни с ушастыми супергероями, такой успех едва ли светит. Не покидает ощущение, что взяться за этот проект Нолана побудили тщеславие и амбиции, а вовсе не искренняя страсть.

В "Дюнкерке" три сюжетные линии. 1) на длинном голом берегу холодного серого моря тоскуют тысячи солдат, которых никак не могут вывезти - хотя Британию, кажется, можно увидеть с французского берега невооруженным глазом; 2) маленькая команда (отец, сын и приятель сына) на своем суденышке отправляется из Англии в Дюнкерк, чтобы лично спасти хоть пару десятков человек; 3) героические пилоты на своих "Спитфайерах" сражаются с немецкими "Хенкелями". Развитие первой линии занимает неделю, второй - день, третьей - час, но Нолан абсолютно свободно их монтирует (у него в одной сцене - день, а в следующей - утро, а в следующей - глубокая ночь, и так весь фильм).

Это, конечно, не проблема. Проблема в том, что сцены воздушного сражения очень красивы и мучительно скучны (если не испытывать какого-то специального интереса к самолетам и компьютерным играм про бомбардировщики). По большей части это просто панорама моря и горизонта, на фоне которой летят самолетики, причем без бутылки и не разберешься, кто за кем гонится и кто по кому выпускает очереди. "Спитфайером" управляет Том Харди в самой неблагодарной роли за всю карьеру: его лицо весь фильм полностью закрыто авиационным шлемом, а реплики... о, нет, это не Шекспир и даже не "Возвращение Темного рыцаря".

По берегу тем временем бегает главный герой фильма - черноволосый испуганный солдатик (Фионн Уайтхэд) - он появляется в первом же кадре и проходит через весь фильм, всю спасательную операцию мы видим его глазами. У него нет ни биографии, ни даже имени (только из "Википедии" можно узнать, что его зовут Томми, хотя могли бы звать Джимми или Питер - это не принципиально, он не человек, а простая и удобная сценарная конструкция, его задача только в том, чтобы пройти через ВСЕ мыслимые испытания Дюнкерка: в одной сцене пробираться на корабль, в другой тонуть, в третьей уворачиваться от пуль, а в четвертой в ужасе пригибаться при взрыве бомбы. Впрочем, примерно то же можно сказать и обо всех его боевых товарищах). Еще есть Кеннет Брана в роли командора Болтона - он стоит на молу, смотрит на море и торжественно комментирует то погоду, то ход операции, то величие своей Родины (маршал Жуков из картин Юрия Озерова - ювелирно прописанная роль по сравнению с этим командором). Вообще единственная линия с живыми людьми, а не со шлемами и функциями - история про отважных британцев, плывущих спасать соотечественников: по крайней мере, там есть прекрасные актеры Марк Райланс и Киллиан Мерфи, которым Нолан позволяет играть хоть что-то, кроме воплей ужаса.

Воплей в патетическом и громыхающем "Дюнкерке" какое-то сверхъестественное количество (а там, где они не раздаются, по ушам молотком колотит музыка Ханса Циммера). Ну то есть да - это война, "бой в Крыму, все в дыму", трудно ожидать от солдат, что они молча будут бояться бомб. И да - целью Нолана было скорее показать мясорубку, какой является любая война, и воссоздать атмосферу спасательной операции. Но работать фильм начинает, только когда крики затихают - в красивом и даже довольно трогательном финале. Он занимает пятнадцать минут из 106, что идет фильм.

Кстати, это чудо, что Нолан ограничился таким скромным хронометражом - вообще-то он любит размахнуться часа на три. Спасибо тебе за это, создатель "Начала" и "Интерстеллара".