Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья7 июля 2017 8:48

Москва, которая победила Наполеона

Книга о человеке, который, возможно, выиграл войну 1812 года в не меньшей степени, чем генерал-фельдмаршал Кутузов
Граф Федор Ростопчин придумал и организовал Москву такой, какой ее увидела армия французского императора

Граф Федор Ростопчин придумал и организовал Москву такой, какой ее увидела армия французского императора

О том, как был устроен XIX век мы знаем довольно неплохо, благодаря настоящим шедеврам русской классической литературы и ее экранизациям. Но яркие литературные образы-личности Онегина, Безухова, Хлестакова, Печорина и Чацкого сокрыли от нас личностей реальных. Идеологизированная историография советского периода ограничивалась Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. Но были же, и другие представители «могущего, лихого племени».

«ГРАФ РОСТОПЧИН»

«Бослен», 2017

Вопрос в лоб: кто спас Россию от Наполеона? Самый частый ответ: «Кутузов». Правда, некоторые историки говорят, что Михаил Илларионович был хитрым не только в военной стратегии, но и дворовых интригах, а пассивно-отступательная тактика, ставшая залогом победы над Наполеоном была разработана Барклаем-де-Толли. Гениальность московского решения: после битвы с большими потерями не дать повторного боя, а оставить армию противника в пустующем городе почти на месяц, за который личный состав погряз в мародерстве и пьянстве настолько, что о походе на Санкт-Петербург Наполеон и думать забыл. Спустя месяц Наполеон начал отступать и голодать. Браво, Кутузов! Хотя Лермонтов писал, что на то, чтобы отдать Москву была «божья воля».

Перед нами книга о человеке, который, возможно, выиграл войну 1812 года в не меньшей степени, чем генерал-фельдмаршал Кутузов. Граф Федор Ростопчин придумал и организовал Москву такой, какой ее увидела армия французского императора: пустующей, горящей, с открытыми винными складами, множеством мародеров, отсутствием провианта и всего с пятью процентами от довоенного населения. Эта Москва и победила Наполеона, выжила его и его армию как лимон. Неординарность московского генерал-губернатора Ростопчина была на слуху у его современников. Его активная и деятельная мудрость смогла быстро возродить Москву после пожара и отступления противника, он был талантлив и харизматичен.

В книге заложена «самозарядная» рекламная кампания. Современный читатель, беря книгу в руки часто соизмеряет свои временные ресурсы и количество страниц в томе. Интересная обложка, «заставляет» вас книгу полистать и…вы попались. В книге очень много репродукций с парадных портретов русской знати конца XVIII начала XIX века и это очень магнетическое зрелище. В галерее так близко не подойти, а тут вы оказываетесь нос к носу с людьми, творившими историю и возникает неумолимое желание погрузиться в их мир. Финал эпохи Екатерины Великой, короткий век Павла Первого, при котором Ростопчин сумел стать канцлером, эпоха Александра Первого и войны в Европе – описаны увлекательно и меж тем, без нарушений исторического контекста в угоду драматургии. Личность при дворе и в обществе – вот так можно было бы обозначить жанр этой книги. С одной стороны, это лейб-история о дворцовых интригах, описанных, возможно, даже ярче, чем у Мориса Дрюона. С другой стороны, это личная история неординарного человека. Взгляните на историю своей страны через подзорную трубу московского генерал-губернатора графа Ростопчина. «Вам не видать таких сражений».