Дом. Семья

Миллион туристов в год - для Волгоградской области не проблема

В пресс-центре «Комсомольской правды» прошел круглый стол на тему развития внутреннего и въездного туризма.
Родина-мать хороша! Но и кроме нее есть на что посмотреть! Фото: Николай Колосунин

Родина-мать хороша! Но и кроме нее есть на что посмотреть! Фото: Николай Колосунин

В 2015 году Волгоградскую область посетили больше 800 тысяч человек из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В год празднования 70-летия со дня Великой Победы Волгоград вошел в тройку самых популярных у россиян туристических маршрутов на майские праздники после Москвы и Санкт-Петербурга. Сумеем ли мы удержать и в 2016 году эту планку или даже перешагнуть ее? Как сейчас в Волгоградской области обстоят дела с внутренним туризмом? И что нужно сделать, чтобы Волгоград стал ведущим туристическим центром. Об этом и многом другом мы поговорили с экспертами на «круглом столе», приуроченном к старту проекта «Комсомолки» «Места знать надо».

Новые маршруты

Заместитель директора по развитию туризма и работе по выполнению целевых показателей Агентства развития туризма Михаил Киреев считает, что прошлогодние показатели - не предел для Волгоградской области. И в 2016 году, к примеру, в планах принять более 900 тысяч туристов. И для этого у региона есть все возможности.

- Внимание уделяется всем направлениям и видам туризма, не останавливаясь исключительно на военно-патриотической тематике. В преддверии ЧМ-2018 Волгоградская область обзаведется новыми туристическими маршрутами. К примеру, в конце 2015 года агентство подготовило маршрут в Светлоярский район «Дорогами мировых религий» и в Калачевский район в поселок Пятиморск для ознакомления с послевоенной историей и послевоенной архитектурой, с историей строительства Волго-Донского канала. В 2016 году разрабатывается интерактивный маршрут в Иловлинский район, который должен понравиться всем, кто интересуется историей казачества. Плюс готовим маршрут в Дубовский район, - отметил Михаил Киреев. - Два маршрута, которые готовит Агентство, мы запустим уже до июня. И на этом не становимся.

Потенциал у Волгоградской области огромен, а перечень новых маршрутов пока еще не так велик. Но нужно учитывать, что на проработку каждого уходит несколько месяцев, при этом задействован не один десяток специалистов.

Участники круглого стола.

Участники круглого стола.

Фото: Наталья ГЛАЗУНОВА

Проблема второго раза

Краевед Роман Шкода убежден, что туристы, конечно же, интересуются Волгоградом, но существует, как он ее называет, «проблема второго раза».

- Хочется, чтобы турист, который уже побывал на Мамаевом кургане и посетил Панораму, захотел приехать еще раз. Часто люди производят впечатление продвинутого пользователя, но на самом деле они плохо готовятся к поездке. Они знают несколько брендовых названий, а прокладывать другие маршруты не желают. Поэтому после посещения мест, которые у всех на слуху, находятся в растерянности, им кажется, что они уже все посмотрели. Вот эту ситуацию нужно менять, потому что нам, действительно, есть что показать и о чем рассказать.

- Это проблема самих туристов или тех, кто ждет их на местах? Может, не хватает информации?

- Информации много. Но люди должны научиться с этой информацией работать, - считает Роман Шкода.

- А охотно ли наши местные турфирмы предлагают маршруты по Волгограду и области?

- Практически все турфирмы переориентировались на въездной туризм, - ответил на вопрос Михаил Киреев. - И при правильной организации работ и продаж это интересно фирмам во всех отношениях, в том числе и финансовом. Предлагаются самые разнообразные программы: и город, и близлежащие районы. В основном трехдневная программа пребывания в Волгоградской области состоит из осмотра достопримечательностей центральной части Волгограда, второй день – осмотр достопримечательностей северных и южных районов города, а третий день – выезд в близлежащие районы. Вот из таких маршрутов и формируется конечный турпродукт. Недостатка предложений нет.

Средства - в развитие

Приезжая в Волгоград, гости города в основном спешат на Мамаев курган и по музеям. Заместитель директора музея изобразительных искусств имени Машкова Варвара Озерина признается, что сейчас турист стал требовательнее:

- Посетители хотят комфорта. Они стали более интеллектуальны и требуют от нас более качественных услуг. Хотят что-то самостоятельно сделать в музее, может быть, даже взять с собой в виде сувенира или поделки. Мы стараемся вовлекать туристов в событие, предлагаем самый разнообразный интерактив.

В последнее время количество посетителей заметно возросло. Но чтобы музей и в дальнейшем успешно существовал и улучшал свои показатели, должно быть достойное финансирование для его развития.

- Сейчас заработанных средств хватает только на оплату первоочередных нужд, - обозначила проблему Варвара Озерина. - И, конечно, было бы идеально, если бы у музея было отдельное здание, позволяющее обеспечить безопасность коллекции и комфорт посетителям.

Тем не менее, музей Машкова, который входит во все путеводители по городу для туристов, в год посещают порядка 100 тысяч человек.

Религиозный туризм

Еще один вид туризма, который не обошел стороной Волгоградскую область – религиозный. Храмы и монастыри ежегодно привлекаю внимание тысячи паломников.

- За последний год количество паломников, приезжающих наш регион, заметно возросло, – отмечает специалист по маркетингу паломнического центра Волгоградской епархии Екатерина Каштанова. – Многие к нам в Центр идут целенаправленно, а кто-то, разочаровавшись в предложениях туркомпаний, идут, чтобы получить достоверную и более полную информацию. Есть множество туристических фирм, которые копируют наши маршруты, но паломничество отличается от простого тура тем, что человек участвует в Таинствах, такие поездки носят духовный смысл.

В число самых популярных у паломников объектов входят Усть-Медведицкий монастырь, село Лог и Ольховские монастыри.

- Усть-Медведицкий монастырь самый популярный. Прежде всего, это связано с инфраструктурой. Там есть, где переночевать, а во многих монастырях нет возможности для размещения, - поясняет Екатерина. – А ведь паломники хотят погрузиться в жизнь монастыря.

Но в скором времени ситуация может измениться, поскольку многие монастыри планируют создать места для паломников.

Что же касается туристов, то вопроса с размещением, как правило, не возникает. В преддверии ЧМ-2018 года в гостиничном бизнесе власти наводят порядок.

- В конце 2015 года прошла инвентаризация коллективных и иных средств размещения, подсчитано количество койко-мест, и можно сказать, что область готова принимать туристов в большем количестве, - отметил Михаил Киреев. - В настоящее время из 323 коллективных средств размещения 234 прошли процедуру классификации. До 1 июля 2016 года все предприятия предоставляющие услуги по временному размещению обязаны либо пройти классификацию, либо прекратить деятельность. Остаются еще гостиницы, которые не видят необходимости в классификации, но таких крайне мало. Остальные же готовятся к экспертной оценке и приводят инфраструктуру в порядок.

Побьем рекорды?

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что Волгоградская область, конечно же, обладает туристическим потенциалом, но работы еще предстоит много.

- Туризм бывает разным - историческим, космическим, медицинским, пляжным, краеведческим, событийным и так далее. Невозможно развивать одновременно все направления. Нужно выработать стратегию, несколько узких направлений, под которые развивать инфраструктуру, которые нужно рекламировать, в которые нужно вкладывать деньги. У Волгограда один элемент такой специализации есть - это военно-мемориальное направление туризма, и оно неплохо работает. Но этого мало, нужно вырабатывать в этой сфере определённую политику и решить: вот это мы будем развивать, а это пока нет. Тогда, возможно, и удастся достичь какого-либо скачка, - полагает краевед, главный редактор портала «Царицын.РФ» Роман Шкода.

Екатерина Каштанова и Варвара Озерина это мнение разделили и отметили, что инфраструктура и, порой, реклама играют определяющую роль.

- Нужно продолжать работать. Мы уже много достигли, а еще большего сумеем достичь, не стоит останавливаться. И, конечно, СМИ должны всячески способствовать формированию позитивного туристического имиджа региона. Мы должны демонстрировать, что у нас есть на что посмотреть, есть, ради чего приехать, - подытожил Михаил Киреев.

Публикация в рамках проекта «Места знать надо!