Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество18 апреля 2016 22:00

В Москве прошел «Тотальный диктант»

Текст про Олимпийские игры написала олимпийская чемпионка Светлана Журова
Текст желающим проверить свою грамотность диктовала депутат Госдумы Ирина Белых. Фото: Ксения АДАМОВИЧ

Текст желающим проверить свою грамотность диктовала депутат Госдумы Ирина Белых. Фото: Ксения АДАМОВИЧ

«Тотальный диктант» в эту субботу писали на всех континентах земли. Орфограммы и пунктуацию вспоминали даже те, кто не брался за учебники со школы. Например, в столичной гимназии № 201 вместе с учениками и их родителями за парту села олимпийская чемпионка Светлана Журова. Писали текст под диктовку депутата Госдумы Ирины Белых.

- Я сама раньше была учителем, больше 20 лет проработала в школе, - начала Ирина Викторовна. - Надеюсь, меня будет слышно даже за последними партами!

Текст для «Тотального диктанта» в этом году подготовил детский писатель Андрей Усачев, автор популярных книг про маленькую собачку Соню. Но уровень сложности этого текста оказался совсем не детским - фрагмент, который писали в Москве, был посвящен созданию Олимпийских игр в Древней Греции.

- Мне придавало энтузиазма то, что именно в год 120-летия создания современных Олимпийских игр мы писали диктант именно об этом, - рассказала потом Светлана Журова. - Конечно, пятерку я точно не получу - уже когда мы начали писать диктант, я поняла, что не знаю некоторых правил. Например, я точно знаю, что «Олимпийские» пишутся с большой буквы, а «игры» с маленькой, но мне интуитивно всегда хочется написать наоборот! Да и вообще - я и в школе никогда не справлялась с русским языком на пятерку, а сейчас мы к тому же привыкли к разным гаджетам, которые правят все за нас. Но я уверена, что такие акции нужны - они заставляют людей задуматься о том, что надо повторять правила русского языка.

Желающих проверить свою грамотность набралось столько, что парты пришлось нести из соседних кабинетов, иначе писать пришлось бы на коленке. Обычные школьные диктанты такой популярностью не пользуются... Например, одной из участниц не помешал даже гипс на правой руке - она медленно, но верно записывала все формулировки.

- Очень приятно, что все с пониманием отнеслись к ее ситуации, - поделилась впечатлениями Ирина Белых. - Несмотря на то что наше время было ограничено, все ждали, пока она закончит с одним предложением, прежде чем перейти к другому.

Несмотря на то что диктант получился немаленьким - 280 слов! - все участники прилежно сидели за партами, не отвлекаясь, и слушали своего «диктатора». А она, в свою очередь, дала участникам возможность слегка перевести дух и размяться - учительское чутье подсказало нужный момент:

- Нам надо было немного встряхнуться, когда я уже поняла, что устали и спины, и руки, - говорит Ирина Викторовна. - Но мы отвлеклись только раз, а в остальное время участники были очень сконцентрированы на диктанте.

Кстати, «Тотальный диктант» стал настолько популярен, что у него уже появились свои аналоги по другим предметам. В прошлом году уже студенты и школьники написали Всероссийский географический диктант, а сейчас ходят слухи о создании всеобщего диктанта по истории. А на днях в Государственной Думе презентовали интерактивный диктант по русскому языку, разработанный методическим центром Департамента образования Москвы.

- В этом диктанте уже приняли участие 72 тысячи человек из 80 стран! - приводит цифры депутат. - Причем тексты в нем рассчитаны на разные уровни подготовки.

Так что даже те, кто только собирается к нам приехать, могут выучить основные термины и понятия, и попробовать свои силы. И в целом, если мы на законодательном уровне требуем от мигрантов конкретных знаний по русскому языку и истории, то мы и сами должны это знать! География нам тоже обязательно нужна - мы сейчас столько говорим о политике и экономике, а для этого необходимо разбираться и в географии.

Впрочем, пока все прочие диктанты уступают «Тотальному» и по охвату, и по популярности. По самым грубым прикидкам, в этой акции участвовали более 150 тысяч человек!

- Мы должны понимать, что человек продолжает учиться и после окончания школы, - уверена Ирина Белых. - Основы знаний сохраняются, корректируются и пополняются. И те, кто в школе упускал какой-то предмет, в течение жизни могут его наверстать и заинтересоваться им более серьезно. Я рада, что становится модным быть образованным человеком. Это необходимо поддерживать и расширять. И когда на диктанте рядом сидят родитель и ребенок - это самый яркий и лучший пример для подражания.