Премия Рунета-2020
Волгоград
+16°
Boom metrics
Общество31 января 2016 12:30

В Волгограде хотят закрыть убыточные троллейбусные маршруты

А вместо «рогатых» собираются пустить автобусы
Возможно уже весной число "рогатых" в городе поубавится. Фото Максим Стульцев.

Возможно уже весной число "рогатых" в городе поубавится. Фото Максим Стульцев.

Состояние, в котором сегодня пребывает общественный транспорт Волгограда, можно охарактеризовать только одним словом – «бардак». Новые автобусы растворяются на дорогах в куче ржавых маршруток, как капля в море, а электротранспорт, который, бесспорно, является самым удобным и безопасным, похоже доживает последние дни.

По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании отчета Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, который она опубликовала по итогам проверки организации транспортного обслуживания населения в регионе.

Несколько цифр из этого отчета:

- «на конец 2014 года износ подвижного состава трамваев составил 97,0% при нормативном сроке службы - 35,2 лет, износ троллейбусов - 81,1%, при сроке службы - 19,2 лет».

- «…начиная с июня 2012 года стоимость проезда была значительно ниже ее фактической себестоимости. В 2014 году при себестоимости проезда 19,97 рублей тариф был 12 рублей (40% - потери). В 2015 году при тарифе 15 рублей себестоимость составляла 21,58 рублей (безубыточность меньше на 30,5%)».

Поднимать стоимость проезда власти Волгограда не хотели, дабы не накалять обстановку, но и потери от разницы в тарифе возмещали лишь частично.

«В итоге на предприятии сформировались убытки в размере 1306,7 миллионов рублей, которые способствовали доведению перевозчика до состояния банкротства», - говорится в отчете КПС.

Чтобы хоть как-то выжить в сложившейся ситуации, руководство «Метроэлектротранса» вынуждено было брать кредиты. За 8 месяцев 2015 года сумма кредита у предприятия выросла на 66% до 350-ти миллионов рублей. Причем 36,6 миллионов из этой суммы – только расходы на оплату процентов.

Но и это еще не все. Под кредит на 344 миллиона предприятие заложило муниципальное имущество стоимостью 2 миллиарда 20 миллионов рублей. Причем часть заложенного имущества принадлежит не только «Метроэлектротранс», но и МУП «ВКХ» (в сумме 127,5 миллионов рублей), а также имущество муниципальной казны (на сумму 1765,4 миллионов рублей).

Естественно, аудитор контрольно-счетной палаты сделал вывод, что «при убыточности МУП «Метроэлектротранс» возникают риски изъятия заложенного имущества из муниципальной собственности в частную».

Предприятие "Метроэлектротранс" находится на грани банкротства. Фото МУП "МЭТ".

Предприятие "Метроэлектротранс" находится на грани банкротства. Фото МУП "МЭТ".

Оптимизация и чистка: ничего лишнего

Однако, в мэрии Волгограда уверяют, что не все так печально.

- Да, «МЭТ» находится в непростой финансово-экономической ситуации, но всему виной уменьшение числа пассажиров. Для сравнения, в 2005 году МУП «МЭТ» перевезло около 162 миллионов пассажиров, в 2010 году – 109, а в 2015-м – всего 87 миллионов человек. То есть, пассажиропоток уменьшился в два раза. Соответственно, во столько же раз уменьшилась и выручка предприятия, - поясняют власти города. – Вторая причина – старый подвижной состав, который требует постоянного ремонта. И третья – дефицит бюджетов, который не позволял в полном объеме субсидировать предприятие.

Решать проблему чиновники намерены за счет сокращения расходов предприятия. И ничего лучше не придумали, как избавить его от «неприбыльного» имущества.

Сначала передали в муниципальную собственность здание Дома культуры по улице КИМ, в прошлом году закрыли цех питания, теперь готовят передать городу санаторий-профилакторий «МЭТа».

- Часть высвобождаемых производственных объектов предполагается выставить на продажу, - отметили в администрации Волгограда.

Естественно, под «оптимизацию» попадут и сотрудники предприятия. Сколько работников собираются уволить, пока не говорят, прикрываясь формулировками - «идет оптимизация структуры управления предприятия и его штатной численности». Но акцентируют внимание на том, что «ключевой персонал будет сохранен и обеспечен достойной зарплатой». В тоже время, за последние 5 лет число сотрудников уже уменьшилось с 4500 человек до 3888-ми.

В каждом слухе есть доля правды

Между тем, сами сотрудники предприятия готовятся к худшему варианту. Поговаривают, что уже весной в Волгограде останутся только три троллейбусных маршрута - №8-а, 9 и 15. Судьба «рогатых» в Кировском и Красноармейском районах опять оказалась под вопросом.

- Число пассажиров действительно уменьшилось за последние годы. Но это связано, скорее, с тем, что трамвайно-троллейбусные маршруты стали дублировать маршрутки. Нам пришлось увеличивать интервалы в движении, отсюда и уменьшение пассажиропотока. Ломать же, не строить, - печально говорит кондуктор «МЭТа» Александр.

Согласен с ним и известный в Волгограде политик Роман Гребенников:

- Конечно, пассажиры не хотят ездить на разваленных троллейбусах, которые сотрудники предприятия ежедневно ремонтируют и выпускают на линии, выполняя свои обязательства перед горожанами. И вопросы как раз не к ним и не к руководству «МЭТа», которое поставили в такие условия. В развале муниципального предприятия виноват учредитель, и только. Купите новые троллейбусы и трамваи, отдайте долги и регулярно компенсируйте убытки за перевозку льготников, и предприятие будет крепко стоять на ногах и пассажиры вернутся на электротранспорт. Не душите, а помогите!

На самом предприятии, как и в мэрии Волгограда, слухи о закрытии трамвайно-троллейбусных маршрутов пока не подтверждают.

- В настоящее время никаких решений по закрытию существующих троллейбусных маршрутов не принято, - уточняют чиновники.

И тут же следуют размытые фразы: «Рассматривается возможность закрытия тех маршрутов, которые убыточны и неэффективны. Но только в случае замены горэлектротранспорта альтернативным транспортом большой вместимости. Сейчас все предложения и варианты обсуждаются и согласовываются с комитетом транспорта администрации Волгограда. Окончательное решение по маршрутной схеме города будет принимать администрация города».

Если вспомнить о том, что в 2016-м году волгоградские предприятия «ВПАТП №7» и «Волгоградавтотранс» должны получить больше 50-ти новых автобусов по лизинговой программе, то слухи о сокращении электротранспорта небеспочвенны.

Ждем перемен!