3 января Нового года я получил по \"электронке\" письмо от моего уважаемого читателя Александра Кудинова...\"Уважаемый Александр Гамов, напишите, пожалуйста, об истории создания вальса \"На сопках Маньчжурии\", который первоначально назывался \"Мокшанский полк на сопках Маньчжурии\". В этом полку служил мой прадед. Будет также интересно узнать и о судьбе автора этого произведения композитора И. Шатрова\".Вообще-то, дорогой мой тезка, я цикл своих музыкальных колонок (их с сентября 2014-го по декабрь 2015-го вышло более 70) о великих военных маршах и песнях закончил, о чем сообщил на сайте 31 декабря. (См. \"От \"Прощания славянки\" до \"Трудной службы\" - вдали от России\". И, честно говоря, не собирался уже к этой теме возвращаться. Пока, во всяком случае.Но, если еще откровеннее, - мне стало неловко - оттого, что за эти год и три месяца я не вспомнил об этом великом произведении. И великом композиторе.И потом - практически все музыкальные заявки из почты моей рубрики я выполнил. А эта останется без ответа?И еще - в нашем военном оркестре, где я служил срочную, \"Сопки Маньчжурии\" приравнивались к \"Прощанию славянки\", а Илья Шатров по неписаному \"военно-музыкальному ранжиру\" шел следом за Василием Агапкиным.А бессмертное шатровское творение - почему-то (может, благодаря лирическому, романтическому заряду нот и звуков) считалось вальсом влюбленных военных музыкантов. Правда, для этого были основания, которые, впрочем, к нашей сегодняшней теме не относятся.Вот видите, Александр, мы вместе с вами - надеюсь, и со многими нашими читателями - уже вспоминаем \"Мокшанский полк на сопках Маньчжурии\", где, как вы пишите, служил ваш прадед. Да, и поначалу вальс этот полностью назывался именно так...В принципе, вы и сами могли бы почитать об авторе и его гениальном творении в любом музыкальном справочнике. Но если доверяете мне...Илья Шатров (1 апреля 1879 - 2 мая 1952 гг.) возглавил военный оркестр, или, как тогда говорили - музкоманду Мокшанского резервного батальона, который вскоре был преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк,- незадолго до начала русско-японской войны. В 1904-м этот полк, который сначала базировался в Пензенской губернии, перебросили на Дальний Восток.Вот там-то Мокшанский пехотный (включая оркестр) совершил тот подвиг, который обессмертило и великое музыкальное произведение. И это очень большая несправедливость, что со временем наименование легендарного подразделения \"выпало\" из названия знаменитого вальса.Вот строки из военной энциклопедии:\"...В начале февраля 1905 г. ... Мокшанский пехотный полк, участвовавший в боях под Мукденом и Ляояном, попал в окружение... Боеприпасы заканчивались, количество раненых и убитых росло. И тогда комполка полковник Петр Побыванец приказал: «Знамя и оркестр - вперед!» Оркестр по приказу капельмейстера Ильи Шатровова вышел вперед - перед знаменной группой - и, играя на ходу боевой марш, вместе с воодушевленным полком пошел в атаку\".Оркестр играл непрерывно... Атака следовала за атакой. Окружение удалось прорвать. Только... погиб комполка, из 4 000 солдат и офицеров в живых осталось 700, из 50 (по другим источникам - 60) оркестрантов- 7.Все музыканты были удостоены Георгиевских крестов, оркестр - Серебряных труб (была такая специальная награда), а капельмейстер Шатров - ордена Святого Станислава III степени.А свой знаменитый вальс, посвященный однополчанам, погибшим и выжившим, Илья Алексеевич сочинил позже: примерно через год появился первый вариант, потом еще было несколько. А тот, который мы знаем, судя по всему - окончательно сформировался в 1907 - 1908 годах.Считается, что впервые \"Мокшанский полк на сопках Маньчжурии\" прозвучал в Самаре (там тогда служил композитор) в Струковском саду 24 апреля 1908-го. (Здесь же - теперь это Струковский парк - вальс исполнили спустя 105 лет - в апреле 2013-го, когда вспоминали композитора и его великое творение.)После Октябрьской революции Илья Шатров служил капельмейстером в Красной армии. В 1938-м демобилизовался, но в 1941-м снова вернулся на военную службу - был дирижером дивизионного оркестра. В Советской армии находился вплоть до 1951-го.Композитор скончался 2 мая 1952-го, похоронен на Воздвиженском кладбище Тамбова.А вальс его живет и будет жить долго. \"На сопках Маньчжурии\" - в репертуаре практически всех духовых оркестров России и ближнего зарубежья. Кстати, эта нежная музыка звучит в двух десятках фильмов, включая такие знаменитые, как\"Пропавшая экспедиция\", \"Приказ: перейти границу\", \"Место встречи изменить нельзя\"...Эта великолепная мелодия вдохновляла многих поэтов. Мне больше всего нравятся стихи Павла Шубина, написанные в 1945-м...Меркнет костер,Сопки покрыл туман.Легкие звуки старого вальсаТихо ведет баян.С музыкой в лад,Припомнил герой-солдатРосы, березы, русые косы,Девичий милый взгляд....И - обращение к Александру Кудинову. Будете писать отклик - укажите, как звали вашего прадеда. Вместе вспомним...