Премия Рунета-2020
Волгоград
+18°
Boom metrics
Общество6 августа 2015 2:40

Архитектурная летопись: Царицын - Сталинград - Волгоград

В ВолгГАСУ открывается необычный музей, посвященный истории города [фоторепортаж]
Одно из зданий университета - старинный особняк.

Одно из зданий университета - старинный особняк.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

В канун Дня строителя, 6 августа, в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете вновь открывается музей. В новом ракурсе об истории нашего города расскажет развернутая в нем необычная экспозиция «Архитектурная летопись: Царицын - Сталинград - Волгоград». В трех залах старинного особняка конца XIX века на улице Академической,1, собраны сотни уникальных экспонатов: фотографии, редкие архивные документы, архитектурные проекты, макеты зданий и площадей. Их ученые вуза под руководством директора информационного музейно-выставочного центра «Инновации в архитектуре, строительстве и ЖКХ», профессора, кандидата технических наук Петра Олейникова собирали почти 15 лет. Корреспондент «Комсомолки» побывала в музее накануне открытия. Первую экскурсию провели ректор ВолгГАСУ Сергей Калашников и профессор Олейников.

Преданья старины глубокой

Мы спускаемся вниз, в ту часть здания, которая сто лет назад служила входом в помещения. Раньше уровень улицы был гораздо ниже.

- Каждые сто лет уровень города поднимается примерно на 30 сантиметров, а теперь за счет асфальта и на все 50, - поясняет Сергей Калашников. - Еще недавно здесь все было заброшено и завалено. Мы все вскрыли, восстановили.

Слева от входа своеобразный Царицынский острог, здесь установили скульптуру основателя города князя Григория Засекина. А справа можно рассмотреть фундамент из тесаного камня. Массивные двери старинного особняка слегка подгнили снизу. После реставрации они тоже станут одним из экспонатов музея.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Первый зал рассказывает о старом Царицыне. С порога гостей встречает небольшая экспозиция о купце Шлыкове, который построил это и все окружающие здания на нынешней улице Академической. А вокруг фотографии старого Царицына и картины Михаила Чалова. Справа на стене студенты-монументалисты изобразили Преображенскую слободу.

Но главный экспонат музея архитектуры - это интерьеры здания, сводчатые потолки, характерная кирпичная кладка.

- Сначала мы хотели дать новую жизнь музею вуза, а потом решили сделать музейно-выставочный комплекс. И использовать для этого старые части наших корпусов, про которые даже студенты и преподаватели толком не знали. Здесь когда-то находились плотницкие мастерские, а вокруг этих помещений существует много старых легенд. Все здесь сделали своими силами. Студенты отбили штукатурку и все наслоения. Внутренние поверхности укрепили и обработали специальными составами. Засверливались внутрь кирпичной кладки и нагнетали соответствующий раствор, чтобы все крепко держалось. Много труда ушло на то, чтобы все это восстановить, - с гордостью рассказывает ректор ВолгГАСУ. - Получилась история университета через историю архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда или наоборот.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Раньше помещения музея выглядели так же, как эта комната.

Кстати, отверстие в дальней стене ведет в следующее здание. По легенде здесь есть подземный ход, по которому можно попасть в царицынскую гимназию. Интересная деталь - когда-то там был унитаз, который работал, находясь при этом ниже уровня городской канализации!

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

В углу стоит капитель, столетие назад украшавшая колонну одного из царицынских зданий. Внутри нее кованые шестигранные стержни. Среди экспонатов и чугунный канализационный люк с фирменным клеймом производителя. И вилы, которые выкопали при строительстве корпуса вуза. У купца Шлыкова здесь были мастерские, и этими вилами загружали в печи уголь.

Ну а главный экспонат - это великолепные царицынские своды конца XIX века. На ощупь старые кирпичные стены гладкие, с них ничего не сыпется.

- Посмотрите, какая кладка. Чтобы сделать эти клиновидные кирпичи, подмастерья сидели зимой и вручную стесывали их с одного конца. Вот и получилась такая красота, - восхищается профессор Олейников.

Здесь же использован бутовый кирпич из Орловского карьера. А полы, хотя и выложены из современного глиняного красного кирпича, в точности передают индивидуальность и колорит той эпохи.

Все в помещении решили сохранить, как было. Даже петли от старых дверей остались на своих местах. Чтобы не испортить старинные своды, проводку в кабель-каналах пустили по низу. Где-то своды заделаны после войны. Места, куда попадали бомбы, видно по кладке.

- Для студентов строителей-архитекторов только само помещение посмотреть - уже, считайте, учебный процесс. Помимо музея это еще и лаборатория вуза, - поясняет Сергей Калашников.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Из Серафимовичского района привезли ставни и наличники начала ХХ века.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Еще один экспонат - кованая ограда самой старейшей в городе Никитской церкви в Бекетовке. Одна из бабушек сохранила ее после того, как храм разбомбили в 1942 году.

- Она была погнутая, мы ее правили, - рассказывает Петр Олейников.

А самая уникальная фотография - очень качественное изображение храма Александра Невского. Ее профессор в прошлом году обнаружил в архиве кинофотодокументов в Красногорске. Это кадры из документального фильма 1924 года, в то время в церкви располагался гараж. На снимке изображен восточный фасад собора.

Вот еще один уникальный экспонат - изображение неизвестной церкви. На всех остальных снимках лишь издали виднеется ее купол. А этот кадр Петр Петрович тоже случайно увидел в одном из старых фильмов.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Следующий зал - Сталинград. В начале 1920-х годов в городе началось активное строительство. Первым архитектором, который оставил большой след в Сталинграде, был Александр Васильевич Дроздов. Он построил больницу № 7, которую разбомбили во время войны. И еще много городских зданий, в том числе известный Дом летчиков.

Архитекторов, которые проектировали площадь Павших Борцов и здания на ней, собрали в одном месте. Из всех зданий, изображенных на макетах, остался только универмаг и гостиница «Волгоград», которая раньше называлась «Сталинградская». Дом летчиков стоял на углу, а гостиница «Большая Сталинградская» - там, где сейчас находится улица Мира. Трибуны раньше были на месте нынешней площади, сейчас они расположены дальше.

Самый уникальный экспонат здесь – панорама центральной площади города. Съемку вели с дома Красной Армии (его макет на фото в центре), слева в нижнем углу снимка видна тень от его купола.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

В арочном проеме зала «Сталинград» студенты-монументалисты изобразили проект центральной площади города с выходом к Волге по нынешней улице Комсомольской.  Вариант генплана, который так и не был реализован. Автор - архитектор И. Меркулов, который учился в Сталинградском строительном институте в 1930-х годах. Доминантой проекта является музей обороны Царицына. А вот царицынскую водокачку должны были снести.

- Если бы не было войны, то и город был бы другим, - комментирует ректор ВолгГАСУ Сергей Калашников. - Не менее монументальным, чем сделал Каро Алабян. И был бы Сталинград ,если и не вторым городом страны после Москвы, то, как минимум третьим после Санкт-Петербурга.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Здесь же фото Тракторозаводского района. Раньше там располагался цирк на три тысячи мест. Кстати, современный госцирк в центре Волгограда вмещает лишь две тысячи зрителей.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Еще один экспонат добыли в библиотеке Конгресса США. Это план Сталинградского промышленного района 1932 года. На Спартановке тогда проектировался автозавод, шинные заводы. Многое из этого так и не было построено. Предположительно, автор плана - архитектор Владимир Семенов.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Затем - война. И на фотографиях уже город в руинах.

Потом восстановление Сталинграда. Среди экспонатов генеральный план перепланировки города 1949 года архитекторов Симбирцева и Фиалко (на фото справа). По этому плану и был построен центр, за исключением Дома Советов и Музея обороны, которые так и не появились.

Хранится здесь и оригинал проекта площади перед тракторным заводом от архитектора Якова Додицы. И проект детальной планировки центра Сталинграда 1949-1950 года, который мало кто видел (на фото слева). На нем указано, какие здания после войны решили сносить, какие будут восстановлены, какие вновь построят.

И еще один оригинал плана города, уже от 1944 года. Тогда проектированием Сталинграда занялась академия архитектуры. На острове напротив реки Царицы в этом варианте расположен монумент, он так и не появился. Уже тогда запроектировали и ныне разрушенный Центральный стадион.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

В подлинном альбоме генпланов 1940-х годов тоже немало уникальных снимков. Например, аэрофотосъемка места, где теперь расположен Научный городок. Здесь шла железная дорога на Тракторный и работал ультрамариновый завод «Лазурь». В этом районе жили 40 тысяч человек. Немцы называли это место «Ракетка», потому что с самолета оно выглядело как теннисная ракетка.

Разбомбили все, ничего не осталось - одни воронки. Масштабы разрушений прекрасно видны на снимке.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Еще один альбом 1940-х годов. В нем собраны типовые проекты барельефов, монументов, мемориальных досок - рекомендации, как оформлять героические места. Разрабатывали их известные архитекторы.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

И самый главный экспонат - чертежный стол главного архитектора Сталинграда в 1944 - 1959 годах Василия Симбирцева, тоже подлинник. Его сделали в 1945-м немецкие военнопленные. Именно за этим столом архитектор работал над проектами восстановления разрушенного войной города. На столе - их подлинники.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Третий зал посвящен уже Волгограду. Здесь расположен уголок заслуженного архитектора РСФСР, почетного гражданина Волгограда Ефима Левитана, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Рабочий стол, аппаратура, лампа, работающие часы, полка и шкаф, которые он сделал сам. Все это музею передала дочь архитектора.

Кстати, в здании сохранились колосники и остатки от приемной для вагонеток (пруты на потолке в дальнем углу). Здесь засыпали уголь, потому что отопление раньше было локальным. И даже радиаторы в музее - раритетные, 50-х годов.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

А этот ход - имитация, он нарисован. Но на самом деле там есть тоннель, который идет на другую сторону улицы Академической, в одно из зданий, которые тоже принадлежали Александру Шлыкову. Получается, купец мог передвигаться по всем своим владениям под землей, не выходя наружу.

- У нас есть идея раскопать этот тоннель и восстановить. Но, есть версия, что после войны НКВД его забетонировали, - поясняет Сергей Калашников.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Этому макету центра Волгограда уже около сорока лет. Раньше он стоял в Доме архитекторов. Часть зданий пожелтела от времени. А часть - совсем новая, беленькая. Это то, что было построено с того времени. И даже будущий стадион «Арена-Победа» уже занял на макете свое место.

Нашли отражение в истории архитектуры и города стройотряды, известные архитекторы, подлинники чертежей и генпланов, многочисленные макеты реконструкции набережной. А место на колонне «Волгоград» заняли проекты выпускников ВолгГАСУ, которые получили за них государственные премии.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

И, конечно, нашлось место в музее истории самого вуза и работам его студентов. Ведь над созданием архитектурного облика Сталинграда и Волгограда трудились и преподаватели горхоза, и тысячи его выпускников.

Строительный институт был построен в Сталинграде еще в 1930 году. Сначала он находился там, где сейчас расположена школа № 83. В 1932-м к зданию надстроили третий этаж. На стенде - фотографии первых ректоров вуза, известных преподавателей, приказ о создании института, студенческие билеты тех лет. После войны вуз вновь открыли в 1952 году.

Пока это лишь первоначальная экспозиция, которую со временем буду дополнять.

- Одна проблема - в музее нет вертикальных стен, - сетует Петр Петрович Олейников. - Поэтому множество экспонатов и редких фотографий на них не показать.

Попасть в музей вскоре смогут все желающие. Но как это будет организовано, в вузе еще не решили.