Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды2 декабря 2013 11:05

Валерий Тодоровский: «Я решил, что в «Оттепели» все женщины будут красивыми»

Сегодня стартует долгожданный сериал про 60-е [видео]
Актриса Аня Чиповская - одна из тех, кто воплотил в сериале прекрасный миф о романтичных красавицах той поры.

Актриса Аня Чиповская - одна из тех, кто воплотил в сериале прекрасный миф о романтичных красавицах той поры.

Режиссер большого кино Валерий Тодоровский («Стиляги», «Страна глухих», «Любовник») впервые снял сериал для телевидения, куда раньше захаживал только как продюсер. Первые две серии журналистам показали заранее и, поверьте, это тот редкий случай, когда стоит бросить все дела и включить телевизор. Накануне премьеры режиссер рассказал «КП», с чего вдруг он решил снять историю про кинематографистов, да еще на фоне романтических 60-х.

- Откуда у нас ностальгия по эпохе, в которой мы не жили? Вы ведь тоже, родившись в 1962-м, сохранили только детские воспоминания.

- Я не могу ностальгировать по времени, в котором не жил. Я снимал не про время, а про людей. 60-е - это время больших надежд. Ощущение свободы, полета, новой искренности - и есть тема, о которой я хотел рассказать в фильме. Но без ностальгии. Я всегда мечтал снять фильм про свой цех. Считается, что можно снимать про милиционеров, про врачей, пожарных. А почему нельзя про кинематографистов?! Когда сдружился с Мэттью Уайнером - это создатель «Mad Men» (культовый американский сериал о буднях рекламного агентства, - ред.), я его спросил: откуда взялся его сериал, он сказал: «Да мой папа был рекламщик». И я подумал: буду делать про жизнь папы (режиссера Петра Тодоровского, - ред.). И про людей, окружавших отца. Ведь лучше всего я знаю эту среду. Был момент сопротивления, когда мне говорили: «Ты с ума сошел! Это же шутки, понятные только своим!» Да нет, это не шутки. Это архетипы. И я не считаю, что это «ретрокино». Просто были очень яркие моменты в истории страны, когда кипели сильные страсти. Фактура начала 60-х красивая. Есть еще момент: шестидесятники, про которых мы столько спорили, из реальных людей превращаются в миф. Подождите еще десять лет - и это будет чистая легенда.

- То есть можно сказать, что «Оттепель» - это...

- ...Мифологизация 60-х.

- Вас, наверное, смешно обвинять в лакировке действительности. А ведь уже обвиняют: «у него там все красивое, а было совсем не так!»

- Странные люди. Я должен был, видимо, сделать фильм с грязными кухнями... У меня не было задачи рассказать, как было на самом деле. Для этого есть документальное кино и другие режиссеры, которые пытаются восстановить эпоху. А я создал миф. Например, решил, что все женщины будут красивыми. Вы думаете, жизнь рекламщиков, как она показана в «Mad Men», не лакированная? Что секретарша в самом деле каждое утро приходила в новом платье? Уайнер создал красивую реальность, где на первом плане не то, как было, а как чувствовали. Хотя вспоминаю своих родителей, их компании, которые приходили домой - половина была в белых брюках. Были модные очки у всех - продавались в «Оптике». Папа очень мало зарабатывал, но дома был шикарный бобинный магнитофон «Grundig». На последние деньги через комиссионку купили. Да, я хотел рассказать красивую историю про красивых людей в красивое время. Но это очень похоже на правду. Витя Хрусталев (герой Евгения Цыганова, - ред.) весь в долгах, но ездит на «Москвиче». А при этом у него нет 5 рублей, чтобы выпить вина. Мой папа тоже купил машину, как только у него представился шанс - у него был такой вот красный «Москвич». А жили в коммуналке. Я же про это снимал фильм! Но имейте в виду: дальше эта красивая жизнь начинает рушиться, дает трещины. Не в смысле, что люди начнут жить в землянках. Но окажется, что мир не так прекрасен.

- Параллели с нынешней действительностью случайны? Или тянутся ниточки оттуда к нам?

- Когда писался сценарий - а он писался долго и мучительно, в какой-то момент это само всплывало: боже, как похоже! А что-то наоборот - не так похоже. Всегда есть пересечения, потому что это одна страна. Там есть еще одна важная тема: «интеллигенция и власть». Сегодня бы сказали «креативный класс и власть». Это же всегда было! Отношения между людьми, которые пьют, ведут беспорядочную жизнь, меняют жен, дерутся, кричат о каком-то искусстве. И теми, кто, напротив, говорят: «ребята, вы офигели?! Идите на завод - гайки закручивать!» Я не стал бы снимать сериал 12 часов экранного времени только для того, чтобы поностальгировать и показать, как красиво люди выпивали.

- Кстати, красиво выпивают. И часто. Сейчас на ТВ это не приветствуется.

- Вы еще не видели, какие там дальше будут пьянки-гулянки.

- У вас еще слово «ж…» звучит.

- И слово «б…» звучит. При этом я не сумасшедший и видел грань. В сексуальных сценах понимал, где надо остановиться, потому что я законопослушный гражданин. Я не снимал фильм для того, чтобы показать, как ругались, пили, курили и занимались сексом. Они так жили! Это была норма: познакомиться с девушкой в три часа ночи, пойти с ней гулять, под утро привести ее домой, переспать с ней. Дальше оказывалось, что у нее есть муж. Выяснялись отношения с мужем. Но все это происходило... Очень честно. Изменяли, предавали, но тут же каялись и говорили в глаза друг другу, кто что думает. В этом была максимальная искренность и цельность этих людей. Жили, конечно, на полную катушку.

- А если что-то вырежут, вам будет обидно? Особенно из первой серии – она у вас длиннее остальных.

- Это американский стандарт. Если вырежут какие-то смыслообразующие сцены, то будет очень обидно. Потому что при внешней необязательности и легкости первой серии каждое слово, которое там говорится, отыгрывается на протяжении всего фильма. Я бы не стал ее сокращать.

- А то ваших «Стиляг» на кабельных каналах уже вовсю режут.

- Целую сцену вырезали. Я против, но ничего не могу сделать. Готов ли я выкинуться из окна из-за этого? Нет. Люди, которые хотят фильм «Стиляги» в целом виде, могут посмотреть его на диске - там будет все.

- Говорят, что серьезная драматургия уходит из большого кино на телевидение. Вот и вы дебютировали как режиссер сериала.

- Безусловно. То кино, которое я люблю, построенное на мощной драматургии, актерской игре и чаще всего имеет жанр «драма», уходит из кино. И потихоньку приходит на телевидение. И честно скажу: меня это не пугает. В Америке, Англии сериалы достигли прекрасных высот. Мне хотелось попытаться сделать сериал, который по степени свободы, зрительского потенциала и серьеза мог двинуть вперед всю эту историю. Сериал в сознании большинства наших кинематографистов - это халтура. За редчайшим исключением люди, которые их снимают, на самом деле хотели бы снимать полнометражное кино и ездить с ним по фестивалям. Но так как у них нет денег на это или идей, ради куска хлеба приходится снимать для телевидения. Вот почему мы смотрим такие сериалы. Для меня «Оттепель» - это еще и попытка прокричать: «ребята, давайте делать сериалы про себя!» Про то, что мы любим и знаем. Давайте в это вкладывать силы и душу, заражать зрителя, которого приучили смотреть треш, своей страстью, талантом, энергией. Те, кто посмотрел уже «Оттепель», стали мне звонить: «так это же не сериал, это фильм!» А я им говорю: нет, сериал! Я горжусь тем, что снял сериал!

- Чего нет у нас в наши десятые, из того, что было у них в 60-е?

- Как только человек начинает: да, раньше-то люди были порядочнее… Все, это признак старения. Было поколение, где большинство взрослых прошло войну. И они умели ценить жизнь. Бедную, неустроенную, без необходимых, как нам кажется, вещей. Но жизнь была бесконечной ценностью. Это существует и сейчас но не в таком выпуклом формате. Принципы тогда очень много значили. Это было время, когда подлецу говорили: «ты подлец!» и били в рожу. А сейчас люди говорят: «да он подлец!», но при этом тихо здороваются и идут дальше. Было умение проживать жизнь, ощущая каждую минуту. Я застал это в своем отце, его друзьях. Но еще раз - фильм не про это! Фильм про нас все равно.

КОНКРЕТНО

«Оттепель» описывает будни молодых кинематографистов в начале 1960-х. Они заводят отношения, ссорятся и мирятся, выпивают. Талантливый оператор Хрусталев (Евгений Цыганов) и режиссер-дебютант Мячин (Александр Яценко) хотят снять фильм по сценарию погибшего друга. Руководство «Мосфильма» воспринимает идею скептически... Также снимались Михаил Ефремов, Анна Чиповская, Владимир Гостюхин, Павел Деревянко и другие.

Валерий Тодоровский посвящает эту работу памяти своего отца: выдающийся оператор и режиссер Петр Тодоровский не дожил до премьеры полгода.

Неповторимое обаяние ленте придает музыка Константина Меладзе. «Потрясающий мелодист!» - отзывается о нем режиссер. Заглавные песни «Оттепель» и «Нет для любви преград» спела актриса Паулина Андреева.

Первый канал, «Оттепель», понедельник-четверг, 21.30