Общество21 мая 2013 22:00

Вы в ответе за то, что нас прокатили

«Комсомолка» выясняла, как избежать неприятностей в парке аттракционов
- Держитесь крепко!

- Держитесь крепко!

- Вот, сынок, на этих каруселях еще твоя мама каталась, - с ностальгией смотрю на колесо обозрения.

Мама – это я, сынок - это сынок.

И тут же к ностальгии примешивается чувство легкой тревоги. Я, конечно, еще не древняя старушка, но ведь на колесе еще моя мама каталась. Может, к нему вообще подходить опасно. Простому человеку разобраться, какой аттракцион «хороший», а какой лучше обходить стороной, сложно, но можно.

Помог нам в этом инженер горсада с десятилетним стажем Дмитрий Левин.

Стационарные или передвижные?

- Когда идете на карусели, выбирайте стационарные. За передвижными парками сейчас трудно уследить. Чуть что не так, они сразу переезжают в другой город, и ищи потом крайних, - объясняет Дмитрий Левин. - За стационарными и следят лучше, и в случае чего претензии будет кому предъявить. К тому же их не разбирают-собирают каждую неделю. А мужчины не дадут соврать: чем чаще собираешь и разбираешь, к примеру, шкаф, тем более расшатанным он становится.

В начале двухтысячных Минкультуры РФ упразднило региональные инспекции по контролю за эксплуатацией аттракционов, которые проводили постоянные проверки, и где должны были регистрироваться передвижные луна-парки. Сейчас в начале сезона специалисты парка проверяют карусели самостоятельно.

- Кроме того, на все аттракционы имеются журналы, мы каждый день их осматриваем, и делаем отметку, что все в порядке, - говорит Левин.

Любой посетитель может попросить этот журнал, чтобы убедиться – опасности нет. А если вам отказали – повод насторожиться. Тут можно написать претензию, как владельцу парка, так и в прокуратуру. По такому заявлению и будет проведена проверка контролирующими организациями.

Самые добросовестные владельцы приглашают независимых экспертов. Специалисты утверждают, что такие проверки нужны в начале каждого сезона.

- Без специального оборудования очень сложно определить, насколько конструкция соответствует требованиям безопасности, - поясняет Владислав ТКАЧЕНКО, инженер, главный специалист Волгоградоблтехнадзора по Волгограду. - Есть такое понятие, как «усталость материала», когда под воздействием постоянного напряжения образуются трещины, мелкие разрушения. Кажется, что с деталью все в порядке, однако, из-за нагрузки, часть может треснуть. Именно поэтому нужно проводить тщательное обследование всех составляющих карусели.

Проблема в том, что сейчас всем занимаются частники. Экспертиза стоит от 200 тысяч рублей. Не каждый владелец готов тратить свои денежки. Но если все же комиссию приглашали, она выдает так называемый «сертификат безопасности», который тоже должны показать по первому требованию клиента. Нет, сертификата, решайте сами – стоит ли рисковать.

- А мне рядом с мамой ничего не страшно!

- А мне рядом с мамой ничего не страшно!

Старые или новые?

Конечно, можно еще найти парки, где со скрипом раскачиваются лодочки, на которых ваши бабушка с дедушкой после войны признались друг другу в любви. Но все больше в них новых каруселей.

- «Веселые вертушки». Дата изготовления 2004 год, - читаю на сопроводительной табличке. – Относительно новые. Придется на них кататься. А хочется-то на колесе моей молодости.

- Так и идите на колесо. Глубочайшее заблуждение, что чем старше карусель, тем она опаснее, - успокаивает меня Дмитрий. - Главное, кто и как за этим механизмом ухаживает. В Европе некоторые аттракционы по сто лет работают, и ничего (см. схему).

Российские или китайские?

В советском прошлом большинство каруселей выпускал Ейский завод аттракционов (Краснодарский край). Работает он и сейчас, но монополиста теснят маленькие фирмочки – ИП, и, конечно, китайские производители.

- До девяностых годов практически все аттракционы делали на базе заводов оборонной промышленности. Сейчас такие предприятия тоже остались. По-прежнему качественные аттракционы делают в Ейске, Нижнем Тагиле, Барнауле, Москве, других городах, - считает Владислав ЖЕСТКОВ, бывший руководитель инспекции по контролю за аттракционами. - Флагманом по производству колес обозрения можно назвать группу компаний «Мир», которая производит их наряду с оборудованием для космоса. Но они не всем паркам по карману. Порой гораздо проще купить итальянского производства в два раза дешевле. Или вовсе китайского. Преимущества российских аттракционов в том, что они изготовлены из нашей стали, более тяжелой и крепкой, а значит и прослужат гораздо дольше при правильном уходе.

На какую карусель садиться – ейскую, ипэшную, поднебесную – решать вам. И все-таки если аттракцион проверяли и есть все отметки в журнале (см. «Стационарные или передвижные?»), наверное, не стоит сильно переживать, что его сделали в провинции Ляонин. Добросовестный хозяин китайские карусели просто будет менять чаще.

Идеальный аттракцион - указан и его возраст, и производитель, и правила поведения.

Идеальный аттракцион - указан и его возраст, и производитель, и правила поведения.

Что написано на табличке?

Вся информация, на которую стоит обратить внимание, Год изготовления, производитель, а также правила пользования.

- Последнее очень важно, - предупреждает инженер Дмитрий Левин. – На табличках, которые должны быть рядом с каждым аттракционом, указаны возрастные, а для водных аттракционов и весовые ограничения. До трех лет детей в парк вообще водить не рекомендуется. И ни в коем случае нельзя сажать маленького ребенка на вертушку с ограничением, к примеру, с 14 лет. Нельзя брать на руки. В общем, не поленитесь, прочитайте правила, чтобы избежать неприятностей.

На что еще обратить внимание

Есть особенности, которые на табличке не написаны, но от них зависит ваша безопасность. Дмитрий Левин разделил их по типам аттракционов.

ВОДНЫЕ аттракционы

«Водный шар» (аквазорб)

Требования к возрасту и весу. Длительность пребывания должна быть строго регламентирована, поскольку количество воздуха ограничено. Не превышайте лимит. Обязателен страховочный трос. Помост не должен иметь острых краев и быть скользким. Глубина водоема – не больше 1 метра.

Лодочки

Водная подушка не должна быть приспущена. Пластиковая лодочка - без трещин, сколов. Если лодку в движение приводит мотор не должно быть настораживающих звуков. Проверьте, легко ли поворачивается руль.

Механические карусели с горизонтальным или вертикальным движением

Двери (если кабинки закрытого типа) обязательно с замками, отпирающимися только снаружи. Вокруг карусели ограждение. Высота спинки сидения для взрослых не меньше 40 сантиметров, для детей не ниже 25. Движущиеся модули карусели не должны соприкасаться с одеждой, волосами, частями тела. Все элементы должны свободно вращаться, не заедая, и не издавая подозрительных скрипов.

АТТРАКЦИОНЫ С РЕЛЬСАМИ ИЛИ ЖЕЛОБАМИ

У посетителей не должно быть возможности касаться рельсов руками (они под напряжением!). Аттракцион обязательно за ограждением. Конструкция должна быть такой, чтобы даже при потере одного колеса или ролика пассажирские модули не сошли с рельсов.

СТАЛКИВАЮЩИЕСЯ АВТОМОБИЛИ

Барьер должен выдерживать удары машин на максимальной скорости. По периметру автомобили оборудованы бамперами из мягкого материала или надувными шинами. Ширина ремней безопасности не меньше 2,5 сантиметров.

Покрытие зоны вождения гладкое и ровное.

Максимальная скорость автомобилей не более 12 км/ч. На автодромах, предназначенных для детей до восьми лет, катающихся без сопровождения взрослых, скорость автомобилей не выше 4 км/ч.

ТРАМПЛИНЫ, БАТУТЫ, ТАРЗАНКИ

Вокруг таких аттракционов должно быть свободное пространство. Обращайте внимание на требования к весу и возрасту.

Кликните, чтобы увеличить.

Кликните, чтобы увеличить.

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Если вы все-таки получили травму

Ваграм ДАВТЯН, практикующий адвокат, кандидат юридических наук: - Вызовите скорую на место, чтобы зафиксировать травму. Попросите врачей выдать акт о характере травмы и степени нанесенного вреда здоровью. Вызовите участкового, который поможет опросить свидетелей, составить акт. В акте укажите все обстоятельства случившегося, когда, где, на каком аттракционе, кто, как именно получил травму. Найдите ответственное лицо за эксплуатацию аттракциона и дайте ему на подпись это акт. Если должностное лицо ставить подпись отказывается, укажите это в документе. Перепишите имена, фамилии, контактные данные свидетелей. По возможности делайте фото- и видеосъемку (это может быть косвенным доказательством в суде). После этого вы можете обратиться для дальнейшего разбирательства. К примеру, в прокуратуру или Роспотребнадзор, или комитет по защите прав потребителей. Или составить заявлении и сразу же идти с иском в суд. Не забудьте к иску приложить все необходимые документы (акт, билет на аттракцион, чеки на покупку лекарств или за оплату медицинских процедур).

ИЗ АРХИВА «КП»

1999 год. В Москве в парке Горького на аттракционе «Ковер-самолет» погибла женщина.

2002 год. В парке Кирова в Санкт-Петербурге на аттракционе «Седьмое небо» из-за разрыва крепления с 10-метровой высоты свалился 18-летний юноша. И погиб сразу же.

2003 год. В Москве на «Тарзанке» насмерть разбился 21-летний мужчина. Порвался резиновый шнур.

2004 год. В Волгограде двое подростков попали в реанимацию, упав с каруселей передвижного городка аттракционов. 17-летний юноша не выжил.

2006 год. В Тверской области 12-летний мальчик пытался забраться на платформу крутящегося аттракциона. Но получил удар, от которого скончался.

2009 год. Во Владикавказе 8-летний мальчик ударился животом на карусели и скончался от этого.

2012 год. 16-летний подросток в Комсомольске-на-Амуре задел ногой мотор, который подает воздух внутрь батута. От полученной электротравмы молодой человек не выжил.

2013 год. Волгоград. Две девочки 9 и 10 лет упали с аттракциона. К счастью, остались живы, но получили травмы.

Мы на чертовом катались колесе…

Венское колесо обозрения установили еще в 1897 году. Ему 112 лет!

Самое старое колесо в Москве находится в Измайловском парке. Оно заработало в 1957 году.

Колесо обозрения в Лондоне («Лондонский глаз») смонтировали относительно недавно – в 1999 году – к началу нового тысячелетия.

В Париже колесо обозрения, появившееся на площади Согласия в конце 2000-го, уже не один раз разбирали и собирали.