Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды9 октября 2011 17:37

Евгений Евстигнеев даже в булочную ездил на автомобиле

9 октября народному артисту СССР исполнилось бы 85 лет [видео и фото]

Его называли «инстинктивным гением», нутром знавшим все тонкости актерского ремесла. А как иначе объяснить тот факт, что человек, выросший в рабочей слободке города Горький, работавший слесарем на заводе, способен был влет перевоплощаться то в профессора Преображенского, то в профессора Плейшнера? Дети Евгения Александровича - дочь Мария Селянская и сын Денис Евстигнеев - рассказали, каким был их отец в повседневной жизни. Мы решили сопоставить их воспоминания, поведанные нам лично Марией и взятые из книжки «Все о моем отце», где о Евгении Александровиче рассказывает Денис.

ПРО АВТОМОБИЛИ

Мария: - Отец был прекрасным водителем. Но сел за руль он довольно поздно - в сорок лет. На первой машине - «четверке» - повез меня и маму к бабушке. Он еще не был опытен и забыл снять машину с ручника. По дороге отказали тормоза и отец въехал в кучу песка. Мы чудом остались живы. Но больше подобных ЧП на дороге с ним не происходило.Потом он купил старенький голубой «Мерседес», который стоял у нас во дворе, и дворники из чувства «классовой ненависти» прокалывали ему шины. Отец без машины свою жизнь не представлял - даже в соседнюю булочную ездил на автомобиле.

Денис: - Наивысшим его достижением была покупка “Мерседеса”. Голубого — цвет приводил его в особый восторг. Разумеется, запчастей к “Мерседесу” в Советском Союзе не было, поэтому выкручиваться приходилось по обстоятельствам. Помню, как однажды он открыл капот и, с гордостью указывая на разные детали, поведал мне, что какие-то из них переставлены сюда из самолета, а какие-то — из грузовика ЗИЛ. Помню его рассказ о том, как он въехал на голубом “Мерседесе” в свой родной Горький — вероятно, это был счастливейший момент в его жизни.

Товарищ Дынин из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - один из самых любимых в народе образов Евстигнеева.

Товарищ Дынин из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - один из самых любимых в народе образов Евстигнеева.

ПОМОГАЛА ПАПИНА ИЗВЕСТНОСТЬ?

Мария: - Я стеснялась, что у меня папа - известный артист. И, когда получала паспорт, взяла мамину фамилию: из Евстигнеевой я стала Журкиной. Хотя с другой стороны, было очень приятно иметь такого знаменитого отца. Иногда на мой день рождения отец заказывал столик в ресторане и приглашал моих подруг. По тем временам это было очень круто. И далеко не каждая семья могла себе такое позволить.Дома он варил щи, смотрел футбол. Даже маму, которая после «Современника» семь лет сидела без работы, он не пытался трудоустроить. Только когда Олег Ефремов ушел во МХАТ и позвал за собой отца, он взял в труппу и маму. Но ее актерская судьба так и не сложилась.

Денис: - Если он подвозил меня во ВГИК, где я учился, я просил остановить примерно за километр, чтобы никто не видел, что меня подвозит он. Позже, когда у меня появилась машина, я предпочитал скорее заплатить штраф, чем признать, что артист Евстигнеев — мой отец, и быть прощенным...Помню свои мучения, когда на первой картине мне как оператору пришлось снимать отца. Режиссер, зная о моей проблеме, даже не решилась сразу сказать мне, что он будет сниматься в фильме. Когда же все началось, я сгорал от стыда и просто не знал, как к нему обращаться. Называть по имени-отчеству не позволял вкус — так звали своих мужей парткомовские жены. Говорить же на съемочной площадке при всех слово “папа” у меня не поворачивался язык. В итоге я остановился на обращении “эй”, и наше общение происходило примерно следующим образом: “Эй, подойди сюда!.. Эй, повернись-ка по оси!.. Эй, встань в свет!..” Отец не обижался, он был просто счастлив, что я снимаю картину с его участием. Мои достижения он вообще никогда не оценивал строго. Был один случай, когда отцу пришлось пользоваться своим именем, чтобы помочь мне. Меня забрали в армию посреди съемок — фильм снимался на юге, а я уехал. Я должен был служить в части при Театре Советской армии, то есть работать монтировщиком сцены, участвовать в массовках. Это была, конечно, не армия в полном смысле слова, даже не обязательно ночевать в казарме, но для съемок фильма это было критично. На второй день моего пребывания в армии раздался звонок, и отец по телефону попросил меня зайти на квартиру к Сошальскому (актер Владимир Сошальский, близкий друг Евстигнеева - ред.) жившему неподалеку. Когда я пришел, там на маленькой кухне сидели отец и начальник моей части. На столе стояла опорожненная бутылка водки. Закуски я не заметил. Последовала пауза, после чего отец издал некие звуки, определенно понять смысл которых было нельзя. Начальник же части сказал, что я могу убираться на свои съемки, но это под его ответственность, и “если вдруг что”, все получат по шапке. Так я получил отсрочку и доснял фильм, отслужив свои полтора года уже после съемок.

Женя Евстигнеев со своей мамой Марией Ивановной, которая работала фрезеровщицей на заводе.

Женя Евстигнеев со своей мамой Марией Ивановной, которая работала фрезеровщицей на заводе.

О ПОПУЛЯРНОСТИ

Мария: - Мама, когда впервые увидела отца в театре «Современник», подумала: «Боже, какой страшненький!» Но ровно через год вышла за него замуж. В отце было внутреннее очарование. При том, что он не делал комплиментов. За мамой он ухаживал своеобразно: подкладывал ей записки в карман или, стоя у нее за спиной, дул в завитки локонов. Когда родители встретились, оба были несвободны - отец был женат на Галине Волчек. Мама - замужем за скульптором Олегом Иконниковым.

Денис: - В жизни он был очень далек от всяческого артистизма, экзальтаций... Насколько я знаю, у него не случалось «творческих мук». Получая роль, он читал ее, а потом, бывало, в шутку добавлял: «А теперь самое сложное - выучить текст». Его удивительные преображения на сцене и в кино - это своеобразный эффект Золушки, огромный контраст с его обыденным существованием.

P. S. В Театральном музее им. Бахрушина в Москве работает выставка к 85-летию со дня рождения Е. А. Евстигнеева. Редкие фото, концертный костюм... Оттуда - и фотографии, которые вы видите.