Премия Рунета-2020
Волгоград
+13°
Boom metrics
Общество27 февраля 2011 22:00

Волгоградом будет управлять сити-менеджер?

Какова роль этого управленца и чем он отличается от мэра, разбирались корреспонденты «Комсомолки»

Страсти вокруг отрешения Романа Гребенникова от должности несколько поутихли, и горожане принялись обсуждать дальнейшие варианты развития событий.

А как у них?

Наиболее вероятный: Волгоградом будет управлять тандем – мэр и сити-менеджер. Такая схема работает во многих городах России – Тюмени, Благовещенске, Оренбурге, Барнауле, Екатеринбурге, Туле, Мурманске, Твери, Нижнем Новгороде. Нельзя сказать, что эта система – ноу-хау. Например, в Туле «двойка» работает уже пять лет. Но в 2006-2007 – это было, скорее, исключение из правил. А сейчас больше напоминает тенденцию. Массовая смена власти началась в августе – декабре прошлого года.

В большинстве городов изменения были «бескровными». Гордума внесла поправки в Устав, прошли общественные слушания, на которых народ проголосовал за предложенную схему. И началась новая жизнь.

Разумеется, нашлись регионы, где старая власть не желала сдаваться без боя. Например, в Барнауле губернатор подписал постановление об отрешении от должности главы города на основании 12 неисполненных судебных решений. Барнаульская мэрия «погорела» на коммуналке: несанкционированные свалки, проблемы с отведением сточных вод и обеспечением граждан жильем. Мэр это постановление обжаловал, но суд решение губернатора оставил в силе. Депутаты гордумы во главе со спикером кинулись было опального мэра защищать. Но вдруг изменили мнение и проголосовали за внесение поправок в Устав города.

Какая же система устанавливается согласно поправкам?

Городом управляют мэр и сити-менеджер. Мэр одновременно является председателем гордумы и выбирается депутатами. А cити-менеджер или иначе – глава администрации – назначается в свою очередь мэром по итогам конкурса. Мэр подписывает с ним контракт.

Как разграничиваются функции мэра и сити-менджера?

Если выражаться образно, мэр при сити-менеджере, как английская королева при премьер-министре. А если серьезно, то функции мэра, скорее, представительские. Он представляет город, совместно с депутатами определяет стратегические направления его развития, участвует в законодательной деятельности. То есть мэр – политик, который принимает решения. А сити-менеджер – хозяйственник, который эти решения выполняет. Он занимается собственно управлением, и от того, насколько это управление эффективно, зависит, будут ли в домах горожан свет и горячая вода, почистят ли дороги, будет ли ходить транспорт по расписанию.

А что народ?

Новая система лишает горожан права голоса. Теперь мэра выбирают не общенародным голосованием, а на собрании депутатов. На чувствах народных пытались сыграть сторонники старой системы. Серия протестов прошла в Оренбурге. В Благовещенске организовали политическое движение «За мэра». В Барнауле общественники проводили свои собственные альтернативные слушания, а в Мурманске недовольные активисты до сих пор собирают подписи против новой схемы. В большинстве же городов переход к «сити-менеджерству» не затронул умы и души основной массы горожан.

Что в городах изменилось?

О новой системе, как и обо всем на свете, можно спорить бесконечно. Ее эффективность или слабость проверит только время. А времени как раз у тандемов было немного. В большинстве регионов действуют они меньше полугода, еще не успели проявить себя. Ну и человеческий фактор еще никто не отменял. В одних городах проблемы начали решаться на глазах, в других – стало только хуже.

В том же «мятежном» Оренбурге сити-менеджер взялся за ТСЖ и управляющие компании, обязал их раскрывать всю финансовую деятельность перед жильцами и делать отчеты о работах – на что и сколько денег потратили. А еще объявили конкурс среди управляющих компаний – и теперь, чтобы не попасть в конец списка, они стараются работать как можно лучше. А вот столицу Урала Екатеринбург этой зимой постиг настоящий коллапс – снег не убирали неделями, транспорт ходил с перебоями, случилось несколько коммунальных аварий, в центре города прорвало трубы с холодной и горячей водой, и даже один человек погиб от ожогов. И где в это время был сити-мененджер?

Яркий пример – долгожитель в этой системе - Тула. Там за пять лет сменилось уже два тандема. И если первый действовал как четко слаженный механизм, то вторая «двойка» трудится на «двойку». Вернее не трудится, а только ругается и выясняет отношения. В такой ситуации ни о какой эффективности речь идти не может.

К чему готовиться Волгограду?

Разговоры о том, что в Волгограде может появиться сити-менеджер, начались еще в апреле2010. Но против новой должности единогласно проголосовала Общественная палата Волгограда. Не в восторге был и сам мэр.

- Я не знаю ни одного муниципалитета в стране, где работа сити-менеджера оказалась плодотворной, - заявил Роман Гребенников, – сити-менеджер более зависим, но менее эффективен. Если говорить о возможном назначении мэров, считаю, что отобрать у населения право на выбор – не самое правильное решение.

Осенью 2010 года инициатива внести изменения в Устав города и сделать возможным назначение сити-менеджера с треском провалилась и в гордуме. Большинство депутатов не поддержали эту идею.

- Существуют разные режимы управления городом: мэр и гордума; сити-менеджер, мэр и гордума; и последнее — сити-менеджер и глава гордумы, - пояснил политолог Александр Стризое. – Но пока Устав города исключает возможность назначения сити-менеджера. Это возможно только при роспуске Думы.

К самой идее Стризое относится скептически: это западная модель, и хорошо чувствует себя в условиях западного управления.

- Это на Западе сильная праламентарная система, - говорит политолог. - Там все работает как часы, у муниципалитетов твердое финансирование. Там глава должен всего лишь правильно тратить деньги, а у нас – выбивать их для города. По сути, в нашем вытянутом миллионном городе с линейной планировкой функции сити-менеджера исполняют главы районов города.

Другой политолог, Виктор Пилипенко, напротив считает, что в нынешней политической ситуации более предпочтительно введение должности сити-менеджера, чем выборы.

- В теперешней неспокойной обстановке выборы могут сорваться, - говорит Пилипенко.

Его поддерживает и юрист, кандидат юридических наук Виталий Шестаков:

- Только сити-менеджер. Партийный или нет, юрист, экономист, инженер – неважно. Главное, чтобы это был сильный авторитетный хозяйственник и хороший психолог. Но ни в коем случае не политик. Пустые обещания и разговоры ситуацию не выровняют. В сегодняшней ситуации управленец самое верное решение.

Кстати, в регионе уже были эксперименты с введением должности сити-менеджера. Андрей Паскаль полтора года занимал этот пост в Городище. Правда, эксперимент получился неудачным, и хозяйственника пришлось уволить. Многие политологи опасаются, что идея сити-менеджера не найдет поддержки у горожан и в городе начнутся митинги.

А в это время

Вице-мэр Александр Штукарев вместо того чтобы работать, занимался волокитой

- В ходе проверки исполнения земельного законодательства прокурор Волгограда выявил грубые нарушения в деятельности городской администрации: при рассмотрении заявлений граждан, претендующих на получение земельных участков для строительства, допускалась волокита, - поясняют в пресс-службе прокуратуры Волгоградской области.

По закону подобные заявления должны рассматриваться в течение двух недель. А у чиновника на столе эти бумаги залеживались по месяцу. За нарушение должностным лицом сроков рассмотрения заявлений граждан прокурор Михаил Шабунин привлек Александра Штукарева к административной ответственности. Как будут устраняться нарушения, проконтролирует прокуратура.

Сити-менеджер должен наводить порядок на набережной и не только.

Сити-менеджер должен наводить порядок на набережной и не только.

Вопрос дня

Кто должен управлять городом: политик или хозяйственник?

Валентина КУПРИЯНОВА, директор школы:

- Политиков сегодня в избытке, а хороших хозяйственников единицы. Поэтому - хозяйственник! Наверное, поставят по политической ориентации, а спросят как с завхоза.

Владимир БОЛЬШАКОВ, водитель:

- Было бы лучше, если бы всем занимался один человек, чтобы точно знать, с кого спрашивать. А когда будет и сити-менеджер, и глава горсовета, они начнут друг на друга все валить, Петров на Иванова, Иванов на Петрова.

Наталья ДОЛГАЧЕВА, предприниматель:

- Я считаю, что политикой заниматься каждый образованный человек может. А вот порядок навести, нужен хозяин. А хозяином может быть только хозяйственник.

Бэла РОСТОВСКАЯ, библиотекарь:

- Конечно, хозяйственник. Важные стратегические вопросы решаются все-таки не на местном уровне. А муниципалитеты созданы, на мой взгляд, для решения именно вопросов по коммуналке, образованию, медицине в городе.

Армен ОГАНЕСЯН, председатель волгоградского отделения «Движения автомобилистов России»:

- Однозначно хозяйственник. Политиков надо гнать в шею. Город – это организм, и глава должен следить за тем, чтобы все его части работали без сбоев. А когда он относится к какой-то политической партии и старается у власти реализовать какие-то партийные задачи, это наносит большой ущерб городу. Потому что он ориентируется только на одну партию, а их много. Нужен хозяйственник, причем лучше всего будет, если это грамотный инженер. Время юристов, врачей и учителей у власти прошло.

Аркадий ДУДОВ, предприниматель:

- Хозяйственник. Глава администрации - это исполнительная власть, а дума - власть народная, потому и законотворческая. Сити-менеджер должен исполнять законы, которые дума сотворит, а не выдумывать из своей головки новые. В политику идут те хозяйственники, которые не удались в хозяйстве.

Николай МИРНЫЙ, полковник:

- Форма управления интересная. Но это когда надо только управлять, а не латать дыры и создавать все заново. Наступает эра технологического сбоя. Что было создано при другой форме власти, сегодня требует вложений от собственника. Этих вложений нет. Это делается, чтобы напрямую политические партии не отвечали за постоянный бардак, а все спихивали на плохих, вороватых, недообученных менеджеров. Переход к такому функционированию должен быть лет 20. В эти годы надо создать новую структуру хозяйствования в муниципалитетах и городах. Мысли не новые и не нашей страны.

Александра ТАБУНЩИКОВА, студентка ВАГС:

- Не уверена, что у нас такая система приживется. Как всегда мы все передираем с Запада. Волгограду нужен хозяйственный политик, должность главы города – это не только власть, но и огромная ответственность, нести которую должен один человек.

Ирина ЯКУШЕВА, менеджер по продажам:

- Если волгоградцев не устраивает устоявшаяся система, то можно попробовать что-то новое. Но для начала нужно проанализировать, насколько это вообще приемлемо для нас. Иначе как обычно – что было развалим, а дальше дело не пойдет.