Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics

Что скрыл Рособрнадзор, засекретив результаты ЕГЭ

Исследователи выяснили, от чего на самом деле зависит в регионах средний балл на госэкзамене
Авторы (2):
ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут

ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут

Фото: Евгения ГУСЕВА

Вот уже восемь лет как всем выпускникам приходится сдавать ЕГЭ, а критика экзамена не умолкает. ЕГЭ винят во всех бедах российского образования, забывая о том, что экзамен - это просто инструмент, микроскоп, который показывает все недостатки и пробелы в знаниях школьников. И лишь последние два-три года этот микроскоп стал работать нормально, а масштабы списывания и жульничества упали в разы.

И, как и положено правильно настроенному инструменту, ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут.

Мне удалось принять участие в масштабном исследовании Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, которое посвящено результатам Единого госэкзамена. Мы собрали данные о средних баллах по русскому языку и математике практически для всех регионов страны с 2009 по 2016 год, и проанализировали, где баллы выше и с чем это может быть связано.

БОЛЬШЕ ДЕНЕГ - ВЫШЕ БАЛЛ?

Разница в результатах ЕГЭ между регионами - огромная. Например, столичные школьники сдали профильную математику в 2015 году, в среднем, на 13 баллов лучше, чем выпускники из Бурятии. В Пермском крае оценки на ЕГЭ по русскому стабильно баллов на 5 выше, чем в соседней республике Коми. А хуже всего экзамен сдает не Северный Кавказ, как принято считать, а Дальний Восток.

Оказывается, результаты ЕГЭ напрямую связаны с состоянием экономики. Чем беднее регион, с учетом цен и стоимости жизни в нем - тем ниже баллы! С одной стороны, у людей меньше денег на репетиторов или подготовительные курсы для своих детей. С другой стороны, в таких регионах школы получают меньше финансирования.

Средний балл по математике

Средний балл по математике

- Просто выровнять уровень финансирования школ недостаточно, чтобы выравнять шансы детей, - говорит Ольга Лазарева, доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ. - Большое неравенство доходов населения в регионе также негативно сказывается на баллах ЕГЭ, даже при одинаковом финансировании.

Средний балл по русскому языку

Средний балл по русскому языку

Получается, что оценки детей связаны с тем, где им посчастливилось родиться и учиться. Экономика определяет баллы ЕГЭ по математике на четверть, а по русскому языку - на треть! Детям в одних регионах получить высокие баллы куда сложнее, чем в других.

ШКОЛА РЕШАЕТ

В теории, такой экономический барьер можно преодолеть - просто надо найти ребенку хорошую школу и хороших педагогов. И в самом деле: уровень учителей и школы объясняют еще треть оценки по русскому и математике. Например, в тех регионах, где учителей с высшим образованием больше, выпускники сдают экзамены на 4-5 баллов лучше.

Но на практике получается замкнутый круг - хорошие учителя идут туда, где лучше платят. Те же подмосковные педагоги, кто может, пытаются устроиться на работу в столицу. А учителя из областей, граничащих с Московской, устраиваются в подмосковные школы.

Как показывает исследование PISA 2012 года, в регионах, где больше зарплаты педагогов, у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям. Соответственно, там, где ниже зарплаты - меньше и баллы ЕГЭ. А ведь на зарплаты учителей как раз и тратится львиная доля школьного бюджета.

ПРЕСТИЖНЫЕ ВУЗЫ - ДЛЯ ГЕНИЕВ И МОСКВИЧЕЙ?

Выходит, что оценки выпускников сильно связаны с экономикой региона, финансированием и другими характеристиками школ. Ученики из Республики Алтай получают 70 баллов, а москвичи на таком же самом экзамене - 80-85. А ведь при поступлении в вузы счет идет на десятые доли балла.

Исследователи выяснили, от чего на самом деле зависит в регионах средний балл на госэкзамене

Исследователи выяснили, от чего на самом деле зависит в регионах средний балл на госэкзамене

Фото: Евгения ГУСЕВА

Такая ситуация усложняет дорогу в хорошие университеты способным ребятам из глубинки. Да, ЕГЭ упростил современным ломоносовым путь в МГУ. Но он не может снять окончательно все барьеры. При этом по результатам ЕГЭ оценивают не только детей, но и самих педагогов. А ведь все эти факторы - и экономика, и состав учителей - то, на что ни школьники, ни их учителя не могут повлиять. Это все равно, что штрафовать улитку за последнее место в забеге на время.

- Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей, - уверен Андрей Захаров, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора:

- Результаты ЕГЭ, а также баллы ГИА и данные Всероссийских проверочных работ дают нам более полную картину о качестве образования в стране. Мы с Министерством образвоания и науки разработали алгоритм использования результатов всех оценочных работ для системы подготовки учителей — для педвузов и институтов повышения квалификации. Сейчас мы сделали первый шаг в диагностике качества образования, и важно сделать следующий.

Кроме того, мы проводим специальные акции и программы по работе с разными регионами. Мы анализируем не только то, что помешало школьникам набрать минимальный балл, но и какие проблемы возникли у высокобалльников. И в течение всего учебного года наши эксперты приезжают в школы, работают с учителями и помогают детям добиваться более высоких результатов.

Госэкзамен, открой личико

Александр МИЛКУС

Когда Рособрнадзором (ведомством, которое отвечает за проведение ЕГЭ в целом по стране) руководила Любовь Глебова, были засекречены результаты сдачи экзаменов регионами. Объяснение - чтобы у губернаторов не было соблазна «накрутить» результаты экзамена, чтобы показать, как здорово у них в регионе развивают образование.

Во время руководства Рособрнадзором Сергеем Кравцовым (он и сейчас на посту) засекретили и данные о том, как сдают Единый школы. По сходной причине - чтобы директора не вынимали у детей душу, требуя выдающихся результатов, а потом ими махали перед носом коллег.

Исследователи, подготовившие материалы, о котором мы сегодня рассказываем, кропотливо собирали данные из открытых источников, практически «просеивая» региональные новостные сайты.

Вопрос: плохо или хорошо, что официальные данные ЕГЭ засекречены? То, что местные власти и администрации образовательных учреждений не прочь использовать Госэкзамен для самоутверждения и именно поэтому у них эту возможность нужно отобрать - аргумент слабый. Если уж смогли организовать проведение экзамена без массовых списываний, подлогов и другого мошенничества, нужно бы сделать и второй шаг. Показать народу кто чего стоит: в какой школе качество образования выше, какой регион экономит на обучении своих детей. Конкуренция (честная и справедливая) в образовании еще никогда никому не мешала. Глядишь, найдутся и деньги для лучшего финансирования школ, и с курсов переподготовки учителей удастся стряхнуть сонную паутину, и заработают программы по поддержке отстающих образовательных учреждений (они ведь разработаны и некоторые регионы ими успешно пользуются).

Систему образования нельзя приводить в чувство под ковром. Под ним только блох хорошо ловить.

А КАК У НИХ?

В Италии южане глупее северян

Такая проблема есть не только в России, но и в других странах.

Например, в Италии вовсю бьют тревогу: разница в знаниях учеников из северных и южных областей составляет несколько лет обучения! Масла в огонь подливают и постоянно прибывающие мигранты - без знания языка их детям сложно учиться. А когда таких ребят много, это часто тормозит весь класс. Так что государство разрабатывает специальные программы поддержки для школ в южных областях, и выделяет учителям в них дополнительные гранты и субсидии.

Похожая ситуация с неравенством и в Китае. Разница между школами в Гонконге и в тибетских деревушках - даже не годы, а целая вечность. Поэтому в китайских университетах ввели специальные коэффициенты для абитуриентов из удаленных регионов. Для поступления на одну и ту же специальность выпускнику из Шанхая надо набрать на вступительных экзаменах 700 баллов, а его сверстнику из северных провинций достаточно будет и 600.

Однако, полностью проблему это не решило. Таким «льготникам» далеко не всегда хватает знаний, чтобы удержаться в вузе. Так что поступить в университет недостаточно, гораздо важнее, то, сможет ли студент научиться там чему-нибудь.