Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество22 февраля 2017 17:25

Владимир Мединский: Надо гордиться тем, что россияне штурмуют не торговые центры, а музеи

Министр культуры рассказал, что происходит с театрами, музеями, библиотеками и филармониями в нашей стране
В рамках часовой беседы с общественниками, активистами и журналистами Мединский озвучил свою позицию по ряду злободневных тем

В рамках часовой беседы с общественниками, активистами и журналистами Мединский озвучил свою позицию по ряду злободневных тем

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сегодняшним гостем Общественной палаты России стал министр культуры Владимир Мединский. В рамках часовой беседы с общественниками, активистами и журналистами Мединский озвучил свою позицию по ряду злободневных тем. Приводим наиболее интересные его высказывания.

О «реанимации» кинозалов в регионах

- Примерно 50 миллионов граждан лишены возможности посмотреть какое бы то ни было кино в кинотеатрах. Им надо садиться в машину и ехать в областной центр. С прошлого года Министерство культуры начало субсидировать открытие кинотеатров в малых городах России. До конца этого года мы планируем открыть 600 кинозалов, уже где-то около 150 работают.

О продаже билетов и очередях

- Надо гордиться тем, что наши граждане штурмуют не торговые центры в «черную пятницу», а Третьяковку, Пушкинский музей, Эрмитаж. Мы учли проблемы с наплывом граждан на выставку Серова. С того момента Третьяковка стала продавать билеты онлайн, начала формировать сеансы.

О льготах

- Мы единственная страна в мире, которая с позапрошлого года разрешила подросткам до 16 лет посещать музеи бесплатно. Вне зависимости от национальности, пусть это будут хоть граждане США, хоть любой другой страны. Это касается в первую очередь федеральных музеев. Но сейчас, по-моему, уже три четверти регионов ввели такую же норму в региональных музеях. Затраты на реализацию этой программы ничтожны, надо просто перестроить мышление и понять, что нет лучшего места для пропаганды наших ценностей, нашей истории, нашей культуры, для проведения уроков для школьников, чем музеи. Пытаться заработать на детях - кощунственно.

Об идее создать комиссию, которая бы вычитывала сценарии фильмов, снимаемых на госденьги

- Поверьте, у нас уже есть несколько экспертных советов, которые, работая на общественных началах (это и экспертные советы при Министерстве культуры, и экспертные советы при правительственном Фонде кино), тщательно изучают сценарии, прежде чем допустить те или иные заявки к получению государственных грантов. Если вы хотите реально принять участие в работе данной общественной комиссии, присылайте нам данные, объясните в письме, каковы ваши заслуги, квалификация, которая позволит вам работать наравне с профессионалами в этих общественных советах. Я обещаю сам лично изучить, посмотреть. Если вы отличный профессионал, мы с радостью пригласим вас на работу в экспертный совет. Но имейте в виду, что прочтение одного сценария займет у вас в среднем один рабочий день. И таких сценариев вы будете читать приблизительно 500 в год - если работать добросовестно и еще чуть-чуть недосыпать. Это я просто предупреждаю.

Министр культуры рассказал, что происходит с театрами, музеями, библиотеками и филармониями в нашей стране

Министр культуры рассказал, что происходит с театрами, музеями, библиотеками и филармониями в нашей стране

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

О репертуарных театрах и «бродвейском опыте»

- Бродвейский опыт – это отсутствие государственных репертуарных театров. Там все театры, как правило, частные и, как правило, не имеют постоянной труппы. Это - прокатные площадки, на которых показывают разные спектакли разных творческих коллективов. Как только публика перестает приходить - репертуар меняется.

Европейский опыт - он смешанный. В Венгрии, например, много государственных театров. Это очень музыкальная страна, перенявшая наследие социалистического общества. В Австрии уже чуть поменьше, во Франции совсем мало, а Англии, считайте, государственных театров почти нет.

Мы унаследовали имперско-советский опыт. В Российской империи была так называемая дирекция императорских театров, которая хорошо финансировалась. На тот момент это были лучшие театры мира: Большой, Александринский, Мариинский... В советской системе это была государственная идеологическая отрасль. Вот это наследие мы и сохранили, оно большое. У нас действительно, как ни в одной другой стране мира, много театров. Практически все имеют постоянные труппы, постоянные артистические коллективы, а это - высокие затраты. Однако прежде чем начать что-то реформировать в этом отношении, разрушать, надо понять, какие конкурентные преимущества мы имеем, исходя из этой системы, и насколько это востребовано зрителями.

Приводим наиболее интересные высказывания министра

Приводим наиболее интересные высказывания министра

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

О посещаемости театров и филармонии

- За последние четыре года работы министерства культуры количество гастролей наших репертуарных театров по России выросло на 60%. Они стали в 1,5 раза больше ездить по стране, в глубинку, показывать свои спектакли. Посещаемость федеральных театров увеличилась за эти годы на 20%, а их собственные внебюджетные доходы, то есть доходы от продажи билетов, увеличились на 80%. Это означает, что спектакли востребованы, зрители идут в театр. У нас вообще большой театральный бум сегодня. Такой посещаемости, как сейчас, в истории России и даже Советского Союза (там была другая статистика) никогда не было.

В прошлом году мы поставили абсолютный рекорд по продаже абонементов в Московскую филармонию. Рекорд со времен Луначарского, который ее основал. Только за одну ночь в онлайне на концерты классической музыки было продано 100 тысяч абонементов. Каждый абонемент – это несколько билетов. Прошел год. В этом году мы продали за ночь уже 200 тысяч абонементов. Компьютеры зависали, такого спроса никто не ожидал. Наверное, это говорит о том, что и классическое музыкальное, и театральное искусство очень востребовано в нашей стране. И его надо поддерживать.

О кинотеатрах

- В СССР показ иностранного кино регулировался и количественно, и качественно. Это создавало условия для наших кинематографистов. Государство выделяло им время для показа, ограждало от конкуренции с Голливудом, давало возможность развиваться. Вся кинотеатральная сеть была государственная, поэтому производство и последующий показ фильмов были очень выгодным делом. И экономически, и идеологически.

В начале 90-х годов вся кинотеатральная сеть (за небольшим исключением) была приватизирована. В кинотеатрах, как мы помним, открылись мебельные салоны, началась продажа автомобилей, продажа ковров и бог знает чего еще. Кинорынок в значительной степени захватили крупные иностранные компании-дистрибьюторы. В последнее время эта тенденция, к счастью, меняется. Мы стараемся в этом отношении прилагать все возможные усилия, чтобы поддержать отечественную киноотрасль.

Сегодняшним гостем Общественной палаты России стал министр культуры Владимир Мединский

Сегодняшним гостем Общественной палаты России стал министр культуры Владимир Мединский

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

О страховании наших картин, выставленных во Франции

- В Париже, в самом современном выставочном центре Европы - центре Louis Vuitton, - сейчас проходит выставка, которая, видимо, войдет, в Книгу рекордов Гиннесса, - выставка французских импрессионистов и наших авангардистов из Эрмитажа и Пушкинского музея. Мы ее вывезли благодаря помощи французского бизнеса, который за все это полностью заплатил. Еще и музеи на этом заработали. Посещаемость этой выставки - миллион человек. Нас попросили продлить ее еще на месяц. Страховая стоимость выставки составляет 3 миллиарда евро. Несложно посчитать размер страховой премии от этой суммы.

О посетителях библиотек

- Я сам часто хожу в библиотеки. Коллеги-библиотекари, посмотрите, сколько сколько людей у вас в читальных залах днем, удобный ли график работы, кто эти люди, сидящие в читальных залах? Особенно у компьютеров. Я нередко смотрю через плечо, что они смотрят. И у меня создается ощущение, что иногда не кандидатскую диссертацию или дипломную работу люди пришли делать, а пользоваться бесплатным интернетом в свободное время, которого, видимо, у этих людей много.

Мы очень гордимся теми руководителями библиотек, которые неформально подходят к своей работе и понимают, что библиотека – это уже не пункт хранения книг и их бесплатная выдача. Библиотека должна стать просветительским, образовательным, в какой-то степени даже досуговым центром для наших граждан. Чтобы они пришли вместе с детьми в библиотеку и узнали что-то новое, а не смотрели передачи, лежа на диване.

По окончании «круглого стола» Владимир Мединский дал «Комсомолке» эксклюзивное интервью. Читайте его в ближайшее время на kp.ru и слушайте на радио «Комсомольская правда».