Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество20 февраля 2017 22:00

Генеральная репетиция перестройки прошла еще при Брежневе

Сегодня - 113 лет со дня рождения советского премьера Алексея Косыгина, который попытался спасти экономику СССР от краха. И ему это почти удалось [инфографика]
Это Брежнев и Косыгин в Венгрии - фотографируются с советскими туристами. Через пару лет Леонид Ильич своим указом поставит крест на инициативах Алексея Николаевича. Фото: В. МАЛЫШЕВ/РИА Новости

Это Брежнев и Косыгин в Венгрии - фотографируются с советскими туристами. Через пару лет Леонид Ильич своим указом поставит крест на инициативах Алексея Николаевича. Фото: В. МАЛЫШЕВ/РИА Новости

О том, почему реформы Косыгина в 70-х годах прошлого века провалились и были свернуты, мы поговорили с доктором экономических наук Михаилом Делягиным.

- Блестящий управленец, трудоголик, великолепный организатор, чуткий хозяйственник, отличный дипломат! - Так отзывается об Алексее Николаевиче Косыгине Делягин. - Он проработал премьером 16 лет! Дольше всех и в СССР, и в царской России. Но, чураясь политики, этот технократ не учитывал мотивации участников экономики, что привело к краху и его, и ее. Это одна из незамеченных трагедий Советского Союза и России.

ПТЕНЕЦ СТАЛИНСКОГО ГНЕЗДА

- Зато гуляет легенда, что Косыгин был участником громкой трагедии в «Доме Ипатьева». Якобы он - царевич Алексей, чудом спасшийся от расстрела…

- Чистая легенда, хотя и популярная в Сети. Хотя бы потому, что у царевича была гемофилия, с которой в то время и до 40 не доживали. А Косыгин умер в возрасте 76 лет.

В Новосибирске и сейчас показывают «дом Косыгина», крупнейшего сибирского нэпмана. Развивая кооперацию в глухом иркутском Киренске, 22- летний - подчеркиваю! - Алексей создал сеть магазинов, торгующих английскими и американскими товарами, а затем организовал на реке Бодайбо крупное советско-британское золотодобывающее предприятие. Вступив в партию, женился на дочери крупного нэпмана. А с завершением нэпа уехал с семьей из-под топора возможных репрессий в родной Ленинград.

Закончив «тряпку», как звали тамошний текстильный институт, менее чем за 4 года прошел путь от мастера на заводе до наркома текстильной промышленности СССР. В первые дни войны стал замом председателя Совета по эвакуации при СНК СССР. Спас Харьковский танковый завод, ряд других производств, организовал «Дорогу жизни» блокадного Ленинграда. После войны, спасенный Сталиным от расстрельного «ленинградского дела», вошел в команду молодежи, призванную сменить «старую гвардию». После ее поражения резко потерял аппаратный вес, но остался в руководстве страны из-за выдающихся управленческих качеств.

Угрюмого и тщательного Косыгина не любили в окружении Сталина, и Хрущев, и Брежнев, но обойтись без него не могли. Он «тянул на себе» весь воз хозяйства, занимаясь «мелочами», которые были скучны и непонятны идеологам и политикам.

И умер в 1980 г от тревог за перенапрягшуюся экономику. Но в тупик она вошла именно под его руководством.

В ОДНОМ ШАГЕ ОТ ИНТЕРНЕТА

- Побойтесь бога, Михаил Геннадьевич! Именно Косыгин пытался спасти СССР своей знаменитой Экономической Реформой Без Шока! Но ему не дали ее провести…

- Об этой Реформе сложено куда больше легенд, чем о спасшемся царевиче. Давайте разберемся спокойно.

Сталинская экономика стимулировала снижение издержек, а не рост доходов. План устанавливали «в штуках» и вознаграждали обычно не за перевыполнение, а за снижение себестоимости при условии его выполнения. Это обеспечило «советское чудо» конца 30-х - середины 50-х. Но Научно-техническая революция сделала производство слишком разнообразным, чтобы планировать «в штуках».

Хрущев попытался решить эту проблему (правда, в основном борясь за власть с костенеющей партхозноменклатурой) переходом от отраслевого к территориальному принципу управления.

Академик Виктор Глушков в 1962 г предложил комплексную компьютерную систему планирования экономики.

- Знаменитая ОГАС- общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации для управления всей экономикой СССР в целом. На базе ЭВМ. Если бы кибернетик Глушков воплотил идею в жизнь, мы запустил бы Интернет раньше США.

- Уже оформившийся правящий класс партхозноменклатуры, испугавшись утраты власти и сокращения сферы своего произвола, похоронил идею ОГАС. Помог и Запад: членов Политбюро заботливо ознакомили со статьей в «Гардиан», что Глушков хочет заменить их своими ЭВМ.

ПОЧТИ ЕГОР ГАЙДАР

- Боялись на Западе нашего прорыва. На академика даже покушения устраивали.

- В том же 1962 г харьковский профессор Евсей Либерман в «Правде» предложил решить проблему, пересмотрев принцип хозрасчета. Если в сталинской экономике предприятию оставляли на премии часть дохода от снижения себестоимости при фиксированной цене, то в рамках десталинизации было логично вернуться к капиталистическому принципу (хотя этих слов, конечно, в статье «План. Прибыль. Премия.» не было), оставляя предприятию прибыль.

Косыгин предпочел Глушкову Либермана, когда тот назвал «ценой реформы» стоимость бумаги, на которой будут напечатаны указы. Остальное-де сделает разбуженная инициатива – политкорректная замена «невидимой руки рынка». В то время, как для плана Глушкова нужно было построить минимум 100 вычислительных центров, а разработчики не скрывали, что ОГАС «будет сложнее атомной и космической программ, вместе взятых». Правда, первые 5 млрд.руб. вложений должны были окупиться уже к концу первой пятилетки, а общие вложения в 20 млрд. за 3 пятилетки принесли бы не менее 100 млрд.руб. доходов. Но Косыгин выбрал обещавшего быстрое и дешевое чудо Либермана, как Борис Ельцин - Егора Гайдара после ГКЧП.

В 1962 году в тепличных условиях провели успешные эксперименты, и после свержения Хрущева реализация реформы вписала Косыгина в историю.

- А что пошло не так, Михаил Геннадьевич?

- Реформа была верна в возвращении от территориального управления к отраслевому и сокращении плановых показателей (с 30 сначала до 9, а затем и 5). Ее ужас заключался в определении прибыли предприятия как доли от себестоимости, что стимулировало не снижать издержки, как при Сталине, а завышать. Именно это сделало советскую экономику затратной, нацелило ее на снижение, а не рост эффективности и в итоге похоронило ее.

ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОВАРОВ

- Но ведь были ж успехи!

- В первую, «золотую» пятилетку (1966-70 гг.) реформа действительно принесла положительный эффект за счет высвобождения инициативы и сокращения излишне занятых, но затем исчерпала свои возможности и выдохлась. Важно, что технологический прогресс не стимулировался, как при нацеленности экономики на снижение издержек, а подавлялся. Менее производительные технологии обеспечивали большие издержки, а значит, и большую прибыль (определявшуюся как процент от себестоимости).

В результате валовые показатели в рублях росли намного быстрее производства: его эффективность падала при общей радужности картины.

Хозрасчет разорвал экономику как единую систему на отдельные предприятия, каждое из которых стремилось улучшить свои показатели в отрыве от других, а часто и за их счет, что привело к быстрой утрате управляемости.

Рост остающихся у предприятий средств опережал выпуск, что позволяло развивать социально-культурную сферу, но одновременно разбалансировало денежное обращение. Денег у людей стало значительно больше, чем товаров. Возник постоянный дефицит, и в первый потребительский кризис брежневского времени – в 1969 году – в Москву и Ленинград пошли «колбасные электрички».

Обеспечить предприятиям стабильные «правила игры» (что было главной идеей) не удалось. Из-за нехватки ресурсов, порожденной падением эффективности предприятий, их меняли чуть ли не ежегодно, ставя наиболее успешные предприятия в наиболее сложные условия. Эта же нехватка провоцировала уравниловку, разрушая трудовую мотивацию вопреки заявленным целям реформы.

Не случайно в 1976 году реформа прекратилась даже на ее флагмане, Щекинском химкомбинате. Хотя выпуск продукции там в 1,43 раза превысил проектные мощности, повышаемый «от достигнутого», без учета возможностей план не был выполнен.

МОГИЛЬЩИКИ РЕФОРМЫ

- Выходит, кто-то сознательно вставлял палки в колеса косыгинской реформе.

-Конечно, у нее были и враги. Наименее значимые - профессионалы и заскорузлые идеологи, считавшие материальные стимулы ересью, оскорбляющей светлые коммунистические идеалы.

Могильщиком реформы стала верхушка партхозноменклатуры. Право предприятий самим зарабатывать деньги, предоставление им пусть ограниченной, но все же самостоятельности подрывало ее всевластие и потому было неприемлемо. Реформа требовала постоянства «правил игры», что ограничивало произвол партхозноменклатуры и потому также категорически отрицалось ею. Как и сегодняшними либеральными любителями управления экономикой «в ручном режиме».

Она была непоследовательной. Так, несмотря на намерения Косыгина, не ввели финансовые санкции за невыполнение предприятием своих обязательств.

Важно, что реформа была частью борьбы за власть. После свержения Хрущева Брежнев стал компромиссным и, по сути, временным лидером. Ключевыми фигурами, наравне с ним, были Подгорный, Шелепин и Косыгин – при всей его демонстративной отстраненности от политики. Если Леонид Ильич сменил Хрущева на посту лидера партии, то Алексей Николаевич – как главу правительства (именно он и настоял на полном отстранении Хрущева, которого предлагали оставить премьером). Время реформы было периодом борьбы Брежнева с конкурентами, - и далеко не только с отставленным в 1967 году Шелепиным, автором замысла и плана отстранения Хрущева. Возможно, частью этой борьбы было покушение на Брежнева 22 января 1969 года, якобы совершенное одиночкой – младшим лейтенантом Ильиным.

Баланс власти в верхах был зыбким всю вторую половину 60-х. Идея «возвращения к ленинским нормам», то есть передачи реальной власти от партии правительству при сохранении за ней лишь идеологических функций была так сильна, что в начале 70-х один из пленумов ЦК пришлось даже отложить на несколько месяцев, чтобы идею заблокировать. Напомню, власть КПСС была юридически закреплена (в пресловутой 6 статье Конституции) лишь в 1977 г, уже при одряхлевших Брежневе (после клинической смерти в начале 1976 г), и Косыгине (после инфаркта в том же году).

Первоначально успешная реформа (чего стоит переход в 1967 г на пятидневную рабочую неделю) укрепляла политическую позицию Косыгина. Не кто-нибудь, а лично Брежнев, обеспечивая себе поддержку партхозноменклатуры и ослабляя потенциального конкурента, поддерживаемого на более низком уровне - предприятиями, продавил в конце 1967 г перечисление в бюджет («в порядке исключения», но потом это стало правилом) остатков прибыли, которыми предприятия могли распоряжаться по своему усмотрению. Это стало переломом. Окончательное овладение Брежневым рычагами власти и обеспечение контроля за партаппаратом совпали с жалобами Косыгина в узком кругу на ее извращение и свое бессилие.

После этого и его жизнь, и жизнь страны шли уже под уклон, по инерции. Но рост потребления лишь частично компенсировал отсутствие стратегической цели: началось то самое безвременье, которое, по Высоцкому, «вливало водку в нас».

А резкий скачок цен на нефть в ходе нефтяного кризиса 1973-1974 годов сделал ненужным болезненные усилия по повышению эффективности экономики. Как и в наше время, проблемы были залиты нефтедолларами.

- Где была бы сегодня страна, сумей Косыгин провести реформу?

- Он ее и провел, создав капиталистическую по ценностям и мотивациям экономику и умерев вместе со страной в ее противоречии с социалистическим по целям обществом. Это противоречие сделало нашу экономику неэффективной, разобщило общество и разрушило советскую цивилизацию.

Недостатки социализма, которые мы знаем, на самом деле - исходные пороки реформы Косыгина-Либермана. Легенда о ее чудотворной успешности и невероятном потенциале стала мощным инструментом разрушения Советского Союза первой волной либеральных реформаторов.

- Сегодня страна вновь в застое. Что можно и нужно взять из идей Алексея Николаевича, чтобы экономика России пошла вверх?

- Наш застой – продолжение и завершение брежневского на качественно более низком уровне.

Необходимо высвобождение инициативы. Но она должна быть не распыленной, а нацеленной на единую, общую стратегическую цель и потому сплачивать, а не разрывать общество. А управление достижением этой цели должно быть косыгинским: тщательным, немногословным и ответственным, опирающимся на выверенные знания.

Расслабленность же и потакание своим слабостям и стремлению к комфорту, пренебрежение специалистами на госслужбе граничат с преступлением и всегда дорого обходятся стране.

Как советские лидеры реформировали экономику

Как советские лидеры реформировали экономику

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

МНЕНИЕ

Почему Косыгин не стал русским Дэн Сяопином

Константин СМИРНОВ

Не все правильные экономические реформы приводят к успеху

Февраль 1972 года. Мне 12 лет. Мой отец, тогда полковник ВДВ (а сейчас генерал-лейтенант в отставке), отдыхал в военном санатории в подмосковном Архангельском. Недалеко от этого места была госдача Косыгина. Однажды, когда мы с отцом гуляли по парку санатория, фотография из газеты "Правда" материализовалась на моих глазах. К нам приближался член Политбюро с двумя охранниками в штатском. (подробности)