Премия Рунета-2020
Челябинск
+20°
Boom metrics
Происшествия17 февраля 2017 17:45

В Челябинске 82-летнего учителя обвиняют в том, что она довела школьницу до самоубийства

Корреспондент «Комсомольской правды» провел расследование запутанного ЧП
Пока идет следствие Людмила Антонова продолжает преподавать.

Пока идет следствие Людмила Антонова продолжает преподавать.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

История эта началась еще в сентябре прошлого года. 13-летняя Ксения из деревни Каясан Курганской области хотела учиться в кадетском классе. Ближайшая школа с таким уклоном была в Челябинске. Семья — мать и дочь — решились на переезд.

Первого сентября Ксюша пошла в новую школу.

Через четыре месяца, под самый Новый год, произошло страшное. 27 декабря Ксению нашли с переломанными костями у недостроенной многоэтажки, в полутора километрах от школы...

Девочка рассказала, что не выдержала постоянных оскорблений учителя математики — 82-летней Людмилы Антоновой.

В феврале сайт прокуратуры сообщил: «В Челябинске возбуждено уголовное дело против учителя о доведении до самоубийства несовершеннолетней».

Историю мигом подхватили журналисты. И о «жестоком педагоге» из Челябинска узнала вся страна.

«НИЧЕГО ГОВОРИТЬ НЕ БУДУ!»

Едем в школу. Это на выезде из города, по дороге в аэропорт. С одной стороны — бетонные жилые короба, с другой — частный сектор.

Школьное здание на фоне этой серости смотрится живым желтым островком. Типовой фасад удачно покрашен в веселые цвета.

Челябинская школа N155 вмиг стала известной.

Челябинская школа N155 вмиг стала известной.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Готовим служебные удостоверения и ждем препираний с вахтером. Но на вопрос «Где кабинет директора?» нам спокойно объясняют, как пройти. Только записывают фамилии.

Дверь в главный кабинет распахнута настежь. Но директор Михаил Грищук разговор заканчивает быстро: «Ничего объяснять не буду. Появится вердикт Следственного комитета — там и посмотрим».

Идем в учительскую.

— Мы полностью на стороне нашей коллеги! Только обязательно учтите наше мнение, — одна за другой просят преподаватели.

«У АНТОНОВОЙ ТАКОЙ СТИЛЬ»

Педагоги уверены: Ксения попала на более высокий уровень образования. В своем поселке ей, как лидеру местной баскетбольной команды, могли давать послабления. А в Челябинске девочка стала как все. Такой подход сразу выявил слабые места.

— Ксения просто не вписалась в стиль преподавания учителя математики. Да, это строгий педагог. Но и уровень знаний, который она дает — фундаментальный, — рассказывает учитель истории Светлана Косова. — Видимо, это не понравилось, вот и появились выдумки про придирки и оскорбления.

«ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ И СВОЮ РАБОТУ!»

В классе, где училась Ксения, как раз заканчивалась математика. За учительским столом невысокая — чуть выше метр пятьдесят — пожилая женщина. Та самая Людмила Захаровна. Она вышла к нам в коридор и согласилась уделить пару минут.

Людмила Захаровна не считает себя виноватой.

Людмила Захаровна не считает себя виноватой.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Я работала директором школы. Потом завучем. Теперь простым преподавателем. Мне 82 года и я до сих пор люблю свою работу. Как вы думаете, если бы я унижала детей, меня бы оставили на моем месте, — голос учителя спокоен, интонация вежливая. — А теперь позвольте закончить урок.

За дверью мы шепчемся с завучем:

— А теоретически вы могли бы отправить Антонову на пенсию? Так сказать, добровольно-принудительно? Возраст ведь…

— Нет. Трудовой кодекс предусматривает увольнение или по собственному желанию, или за проступки. Но у Антоновой их не было.

А что на это скажут дети? В классе их человек двадцать. Серьезные лица, умные глаза.

— Антонова вас оскорбляла? — спрашиваю в лоб, когда учитель уже вышла в коридор.

— Не-е-ет.

— А Ксюшу?

— Тоже нет.

— Честно?

— Честно!

Кем же была новенькая Ксения в школьной среде? Одноклассники отзываются о ней довольно тепло.

— Нормальная девчонка. Живая. Неконфликтная. Не курила, не пила. Про нее писали, что она лидер. Но она ведомая. Запросто поддавалась на уговоры прогулять уроки.

Уже на выходе из школы два паренька тихонько подзывают нас к себе. Неужели, сейчас расскажут что-то?

— Ее это… - пацаны сбиваются. — Правда, никто не унижал. Но это… обращались с ней строго.

— Писали, что за волосы ее учитель дергала, обзывала?

— Не, такого не было…

«ЖАЛЕЮ, ЧТО НАТВОРИЛА»

Дом Ксении — напротив школы. Квартира — двухкомнатная, съемная. Нас встречают мать Зоя Сергеевна и адвокат Петр Шибанов (его работу оплатили родственники).

Ксения встанет на ноги только через полгода.

Ксения встанет на ноги только через полгода.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Ксеня лежит на диване и слабо улыбается. Под боком возле учебника литературы устраивается серая кошка. Картина идиллическая, если бы не ортопедический корсет. По прогнозам врачей, девочка сможет встать не раньше, чем через полгода.

— Чтобы исправить «двойку» по математике за полугодие, мы напросились к Антоновой на дополнительные занятия, — говорит мама. — Ксения пошла на первый урок, но Людмила Захаровна ее отправила назад...

— На мне была синяя кофточка и джинсы. Она сказала, что у меня брюхо висит, как у… свиньи что ли. Как-то так сказала, я не помню точно. Говорю, что ночевала у подруги… Пошла домой, переоделась и вернулась. А учитель написала мне в тетрадке: «Не разрешайте дочери ночевать вне дома. Это может привести к неприятным последствиям».

Как в воду глядела педагог про «неприятные последствия».

На следующее утро мать разбудила дочь и поехала на работу в автомагазин - это в 50 километрах от Челябинска. Но дочь до школы не дошла. Через несколько часов ее нашли на стройке.

Спрашиваю: «Ты целенаправленно шла умирать?» «Нет. Эта мысль мне пришла уже на месте. Как представила, что снова предстоит этот ад…»

Но ведь мать ей накануне сказала, что осталось проучиться всего два занятия, сдать полугодие и искать другую школу, чтобы уйти от нелюбимого учителя. Тогда зачем? Ответить Ксения не смогла. Только сказала, что очень жалеет, что это сделала.

Мать уверяет, что Антонова начала третировать дочь с сентября. Почти на каждом уроке называла ее "тупой". Это подтверждают и в прокуратуре: – Доследственная проверка выявила, что педагог называла ученицу «тупой», это вызывало смех у одноклассников. У девочки хорошие характеристики из предыдущей школы. И из этой - тоже. Уголовное дело возбуждено по статье «Доведение до самоубийства». А виновна педагог, или нет – покажет следствие, – говорит помощник прокурора Тракторозаводского района Челябинска Дина Закирзянова.

В неофициальной беседе следователь нам сказал дословно:

- Девочка с «двойкой» за полугодие оказалась в полной власти учителя, и та этим злоупотребила.

— Я не раз жаловалась школьному руководству, классному руководителю и мне обещали: «Не волнуйтесь, разберемся».

Не разобрались. Поэтому сейчас этим занимается Следственный комитет. Завели уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Но кто будет отвечать?

НЕ ЗАНИМАЛАСЬ МАТЬ?

Учителя нам сказали, что корень проблемы лежит в отношениях внутри семьи. Мать работала допоздна, воспитывать дочь не успевала.

— У нас по соседству живут родственники. Когда меня долго не было, они приходили к Ксюше, — отвечает мать. — Присмотр за дочкой был!

Зоя Сергеевна - мама Ксюши.

Зоя Сергеевна - мама Ксюши.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Но был ли живой контакт матери и дочери? Разговоры по душам? Мать уверяет, все это было. Но как проверить, это такие тонкие сферы?

ДВА ЛАГЕРЯ

Родители в классе тоже разделились. Каждый написал свою петицию в интернете и собирает подписи. Одни за то, чтобы учителя не делали крайним. Другие, чтобы учеников оградили от педагога.

— Антонова была груба с детьми, — говорит мама одной из девочек. — За плохое поведение наказывала так: брала работу, перечеркивала и ставила «двойку». Мы приходили, спрашивали ее: почему, ведь все решено правильно? Но вместо ответа получали пространную беседу.

— В нашей школе есть дети, которые могут при всех послать учителя, — говорят другие родители. — Людмила Захаровна такого никому не позволяла. Она не просто учила, но и воспитывала детей… Мы не против того, чтоб сейчас Ксюше всем миром помочь. Но пиарить себя за счет клеветы на пожилого учителя не позволим, и готовы защищать педагога хоть в суде!

ВИНОВАТ ДИРЕКТОР?

— Учитель математики Антонова — жертва системы, — считает адвокат Петр Шибанов. — Она продолжает жить шаблонами прошлого. Но дети изменились. Это мы могли получить от учителя подзатыльник и не обидеться. Современные школьники более уязвимы. А вообще, виноват директор, он допустил трагедию. Нужно было провести беседу с педагогом, организовать встречу с родителями и девочкой. Но он этого не сделал.

Кстати, юриста мать Ксюши нанимать и не думала. Говорит, сначала ходила в разные ведомства, просила дать случившемуся какую-то правовую оценку. Но от нее отмахивались.

Своим горем она поделилась со знакомыми. И ей подсказали телефон одного очень принципиального защитника Петра Шибанова. Он и добился возбуждения дела.

Примечательно, что о материальной компенсации в речи матери и адвоката за время нашей беседы не было ни слова. Почему?

— Сейчас речи об этом нет. Правоохранительные органы и министерство образования должны провести тщательную проверку того, что происходит в школе, — говорит Петр. — А что дальше будет, поглядим…

Ошибка мамы в том, что она долго эту проблему пыталась решить внутри школы. Ей нужно было идти в Управление образования, фиксировать письменное обращение. И если бы там не помогли и унижения бы продолжались, идти в прокуратуру. Но не тянуть.

P.S. На лечение Ксении каждый день уходит почти тысяча рублей. Еще требуется обязательная ортопедическая кровать, корсет, ходунки, костыли. Мать влезла в кредиты. Денег не хватает. Номер карты Сбербанка для помощи: 4276 3200 1861 2235 (получатель Наумова Зоя Сергеевна).

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео:

Почта: kpravda@ya.ru

SMS: 8-902-616-06-06

WhatsApp и Viber: 8-982-11-495-88

Достаточно просто внести эти номер в список ваших контактов, и вы в любой удобный для вас момент сможете сообщить нам свою новость.