Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество2 февраля 2017 15:35

Парадокс: смартфон пятеркам не помеха

Мобильники и планшеты не обязательно отбирать у учеников
Мобильники вовсе не вредят учебе - такой парадоксальный вывод сделали ученые.

Мобильники вовсе не вредят учебе - такой парадоксальный вывод сделали ученые.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Во многих школах учителя до сих пор отбирают у детей мобильники на время урока, чтобы ничто не жужжало, не вибрировало и не отвлекало от занятия. Однако, мобильники вовсе не вредят учебе, такой парадоксальный вывод сделали ученые.

- Современные подростки не разделяют онлайн и офлайн общение, - объясняет один из авторов исследования Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. - Большую часть дня подростки проводят перед ноутбуками и мобильными устройствами. Они смотрят сайты, слушают музыку и общаются в соцсетях параллельно с уроками в школе, поездками в транспорте и прогулками, а также с общением с родителями и друзьями. Однако, есть и "красные зоны", когда дети отказываются от ухода в параллельную реальность - например, если в школе идет интересный или сложный урок, или если во время общения с друзьями и родителями происходит что-то важное.

Исследователи опросили более 3 тысяч московских школьников. Три четверти подростков признались, что пользуются интернетом прямо во время уроков! И ладно бы они искали что-то нужное для учебы (а они ищут - см. таблицу)... Больше половины за время урока хотя бы раз проверяют соцсети или отвлекаются на переписку.

И самое странное, что на оценки это никак не влияет! Может быть, новые технологии научили детей делать сразу десять дел одновременно?

- Мы не обнаружили связи между успеваемостью подростков и тем, насколько интенсивно они пользуются гаджетами во время уроков, - отмечают авторы исследования. - Причем, неважно, для чего эти гаджеты используются - для учебы или для развлечения.

Единственная категория ребят, кто меньше отвлекается на мобильники и планшеты - это олимпиадники. Видимо, у тех, кто готовится к соревнованиям и конкурсам выше мотивация к учебе, и они больше вовлечены в процесс, поясняют исследователи.

Самое интересное, что смартфон действует на учителей, как красная тряпка на быка, только во время уроков! А вот после занятий педагоги и сами вовсю пользуются достижениями технологий - отправляют детям домашнее задание по электронной почте и общаются с родителями в социальных сетях. И попытки откреститься от всего этого на время уроков выглядят, мягко говоря, нелепо.

- Школа неожиданно для себя оказалась в ситуации, когда обычный класс стал представлять собой сообщество продвинутых интернет-пользователеи, которые постоянно находятся онлайн и с легкостью переключаются между учебой, общением и развлечением, - подытоживают авторы работы. - На этом фоне попытки школы запретить использование смартфонов на уроках или заблокировать доступ к соцсетям становятся для подростков всё более странными. Если учесть, что оценки у тех, кто следует запретам и тех, кто их нарушает, не различаются, то такую практику стоит поставить под сомнение. Такая ситуация - нельзя, но используем - лишь отчуждает подростков от школы. Это демонструет им, что школьные правила искусственны и оторваны от реальности, и их можно игнорировать.

ЦИФРЫ

85 % учеников запрещают пользоваться смартфонами и планшетами в школах.

70 % учеников, несмотря на эти запреты, проверяют соцсети, играют и слушают музыку прямо во время уроков.

70 % используют смартфоны и планшеты, чтобы искать информацию по теме урока во время занятий.

Аккаунты в соцсетях есть у:

90 % подростков в США

63 % подростков в Европе

97 % подростков в Москве

*по данным НИУ ВШЭ