Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество26 января 2017 9:22

Соцсети как булыжник пролетариата

Почему чиновнику уже не спрятаться от гражданина
Сатирический клип Дэйва Кэрролла по мотивам его драмы с гитарой набрал 16 миллионов просмотров и обвалил курс акций авиакомпании.

Сатирический клип Дэйва Кэрролла по мотивам его драмы с гитарой набрал 16 миллионов просмотров и обвалил курс акций авиакомпании.

Фото: YouTube

В 2009 году американский музыкант Дэйв Кэрролл летел на концерт в Небраску. Дейв был так себе музыкантом, не звездой ни разу, и сотрудники авиакомпании United обошлись с ним, «как со всеми» - гитару на борт взять нельзя, сдавайте в багаж. Дейв сдал, дорогую (и любимую) гитару сломали, музыкант принялся строчить письма в компанию, но без толку.

Тут бы и конец истории, но современный мир, пронзенный социальными сетями, позволяющими сообщить миллиардам людей о том, что тебя волнует, устроен немного не так, как воображают себе руководители авиакомпании United. Не нужно быть медиамагнатом, или платить за статью в газете, чтобы тебя услышали. Дейв написал песню United Breaks Guitars («United ломает гитары»), и выложил его в сеть. Клип набрал 16 млн. просмотров. Акции авиакомпании рухнули на 10%, убытки составили 180 млн. долларов. Компания просила музыканта убрать клип, предлагала деньги. Но – раньше надо было трясти фалдами. Даже если бы Кэрролл согласился (а он отказался), репутацию не отмыть.

Мы часто указываем на негативные последствия современных интернет-технологий. Они в самом деле есть: полная прозрачность жизни человека. Абсолютное знание тех, кто хочет человеку что-то продать, или добиться от него «правильного» голосования на выборах – как именно гражданину «взломать мозг». Но палка всегда бывает о двух концах. Как частный человек не может спрятаться от маркетологов и специалистов по интернет-технологиям, так и чиновники и прочие, возомнившие о себе, воротилы бизнеса теперь не в силах укрыться от общества за охранниками и блестящими дверями офисов. Неприкосновенных нет, таков прекрасный новый мир.

Работает ли это в России? Еще как. Нужно только знать, как пользоваться новыми возможностями. Если тебя обидели в крупной компании, и ты не можешь «достучаться до небес», просто размести пост в социальных сетях, и пометь эту компанию. В результате пост автоматически окажется на странице компании. Люди, заходящие на страницу, будут его видеть. Для посетителей страницы ваш негативный отзыв окажется важнее, чем собственные, елейные, посты сотрудников компании. Конечно, ваш пост можно удалить со страницы фирмы. Но, как говорится, всех не перестреляете. Если компания облажалась перед вами, она, скорее всего, делает это системно. Проще решить проблему, чем удалять тысячи постов.

Вот живой пример. Как-то банкомат зажевал мою карту. Дело было глубокой ночью, и карта у меня была одного банка, а банкомат – другого. На банкомате был телефон горячей линии, но в четыре утра линия была холодная. Я записал номер банкомата, и с утра принялся добиваться правды, однако, к вечеру узнал, стерев пальцы о клавиши, что «это моя проблема», и банк ее решит, когда пожелает и как пожелает. Собственно, два банка. Банк-эмитент карты, требовал каких-то железобетонных доказательств, что карта пропала, а какие у меня доказательства. А тот, кто зажевал, хотел получить какие-то сигналы от банка-эмитента карты. Если учесть, что любой звонок в банк – это десятки минут ожиданий на линии, размер бедствия становится понятен.

Тут-то мне и посоветовали сделать то, что я уже описал. Публикацию увидел руководитель одного из банков, и отдал указание решить проблему. Новую карту мне привезли с извиняющимся курьером. И таких примеров много.

Что до чиновников, с ними это работает не хуже. Взять истории про тех, кто фальсифицирует свои трудовые успехи. Снег не убрали, дорожку не положили, в фотошопе нарисовали, в сеть повесили, думают, что обманули. Думают, что это видит только начальство. А оно же не поедет проверять. Тем более и «фото» есть. Это – образец старого мышления, я – чиновник, я работаю для своего босса, а общество мне не указ. Общество как раз указ. Увидели лажу. Точно так же, написали в соцсети, пометили страницы органов власти. Так ежемесячно горят муниципальные чинуши что в Москве, что в Питере, что в городах помельче. Например, в столице лишились постов главы Орехово-Борисово и Пресненского района.

И даже мажоры, каста, более неприкосновенная, чем чиновники, оказывается под ударом. Мара Багдасарян сама выкладывала в Сеть видео со своими подвигами, вероятно, даже не думая, что люди, которых это возмутит, смогут с ней что-то сделать. Других снимают очевидцы. Угрозы разбить телефон помогают не всегда, одно движение пальцем – и ролик уже в сети, ломай, усугубляй свою вину. Неожиданно оказалось, что и на мажора есть управа.

… Любое общество мечтает о демократии, но многие думают, что она недостижима. Хотя бы потому, что у власти, крупного бизнеса – полиция и солдаты, а у народа как бы ничего. Но теперь у народа появились соцсети. У власти тоже. Но народ действует в сетях ловчее и эффективнее. Потому что сражается за свои интересы. Фейсбук – последнее оружие пролетариата.

ДРУГОЙ МАТЕРИАЛ АВТОРА

Роботы захватывают власть над миром

Правда ли, что Большой Брат наблюдает за каждым из нас, почему богатые богатеют, а бедные беднеют, и когда наконец уволят всех чиновников (подробности)