Автобус с искусственным интеллектом уже колесит по Сколково. Фото: Volgabus.
Волгоградские конструкторы разработали автобус, который может ездить без водителя. И уже ездит! Пока по площадке «Сколково» - там проходят испытания машины.
«Комсомолка» узнала все секреты умного автобуса под названием «Matrёshka» у его разработчиков - производителя традиционных автобусов «Volgabus».
Что из себя представляет «Matrёshka» и как работает?
- Это не просто автобус, а своего рода конструктор. Мы создали универсальное шасси с электродвигателем, на которое можно устанавливать различные надстройки: пассажирскую кабину, грузовой отсек, технику коммунального назначения. Машина оснащена сенсорами, датчиками и камерами, которые следят за дорожной обстановкой и определяют расстояние до объектов. Затем вся информация попадает в компьютер, где специально созданный российскими программистами искусственный интеллект принимает решения. Причем, делает это быстрее и эффективнее человека.
- Сегодня много техники используется неэффективно. Например, коммунальные машины убирают дороги по ночам, а днем простаивают, - поясняет генеральный директор «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин. - Мы создали универсальную платформу, которая может превратиться в такси, спецтранспорт для инвалидов, мобильный офис, банкомат, курьера по доставке продуктов, передвижной магазин и не только.
Кстати, почти все узлы и агрегаты машины - электрический мотор, подвески, аккумулятор, и даже программное обеспечение - российского производства. Собираться беспилотники будут на первом в стране полностью роботизированном заводе во Владимирской области.
Какие испытания уже прошла машина?
- Сейчас первый прототип проходит обкатку на территории «Сколково». Маршрут пока не слишком длинный, но с остановками, посадкой и высадкой пассажиров. Есть там и другой транспорт, и пешеходы - все как в реальности. Второй прототип тестируется на полигоне. Еще три - в работе.
Где будут использовать минибус?
- Он очень удобен для больших предприятий, университетов, парк-отелей. Это отличный вариант для коротких маршрутов, например, от парковки до метро. Ну а когда беспилотники станут легальными участниками дорожного движения, они смогут днем работать как такси - пассажирское или грузовое, а ночью, например, убирать город.
Когда беспилотники будут ездить по улицам?
К осени производители надеются «обкатать» минибус. А в 2017-м уже выпустить около 20-ти машин с независимой от человека системой управления на маршруты — как раз к Чемпионату мира 2018 по футболу.
Вы спросите, как он работает? Фото: Volgabus.
ТТХ
Габариты (длина-ширина): 4 на 1,7 метра
Мощность силовой установки: 40 кВт
Радиус разворота: 3 метра
Максимальная скорость: 30 км/ч.
Вместимость: 6 человек
Устройство
3-D лазерные сканнеры определяют расстояние до объектов
Видеокамеры следят за дорожными знаками и пешеходами и светофорами
Одометры – определяют расстояние, пройденное беспилотным автобусом
Глонасс/GPS – cистема, которая корректирует позиционирование в случае необходимости
Контроллеры исполнительных устройств – отвечают за передачу данных на мотор, колеса, двери и так далее.
Главные преимущества
- Заряжаться «беспилотники» будут ночью по спецтарифу, что снизит затраты на энергию.
- ТО планируется делать в 2 раза реже, чем у дизельных и бензиновых автомобилей.
- «Matrёshka» не нужны водители, кондукторы и диспетчеры. Это реальная экономия на оплате труда.
- Минибус учится в три раза быстрее обычного водителя, и быстрее реагирует, при этом лишен эмоций и действует исключительно «рационально».
- Для сервиса и стоянки беспилотников надо в 4-5 раз меньше места, чем для традиционных автобусов и маршруток. В условиях дорогой аренды земли в мегаполисах, расходы будут значительно ниже.