Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество26 января 2016 14:36

Туристов на перевале Дятлова могли убить манси

Так считает бывший уральский охотник Анатолий Степочкин [видео]
Туристов на перевале Дятлова могли убить манси, полагает уральский охотник Анатолий Степочкин

Туристов на перевале Дятлова могли убить манси, полагает уральский охотник Анатолий Степочкин

В 2013 году в городке Верхотурье (300 км к северу от Екатеринбурга) местный жулик стырил машину леса. Чтобы не сесть в тюрьму, уговорил знакомого, 21-летнего Данилу (имена фигурантов изменены, - Авт.) взять вину на себя. Я, говорит, тебе за это 260 тысяч рублей дам и машину подарю. Даня по глупости согласился. Оклеветал сам себя в суде, получил за то 1,5 года условной судимости и штраф в 500 тысяч рублей. Кинулся Даня к «благодетелю» за деньгами, тот сначала обещаниями кормил, а потом просто послал подальше.

ДОЛЖОК

Пришлось Даниле просить помощи у двух местных бандитов. Те за дело взялись рьяно: то припугнут должника, то машину у него угонят, а потом и вовсе во время одной из сходок ногу ему из травматического пистолета поранили. Началось следствие. Первым делом сыщики заинтересовались: откуда оружие? И тут выяснилось, что оно было оформлено на некоего Сергея. Нашли его, стали допрашивать, а тот сходу огорошил: «Должок у меня перед бандитами был, пришлось отрабатывать. Вот и оформил на себя этот пистолет. У бандитов-то судимости, им разрешение на пистолет не дадут. А еще передал им ружье ТОЗ-34, которое я для них же у местного охотника приобрел».

ПРИЗНАНИЕ ОХОТНИКА

Казалось бы, причем тут перевал Дятлова? А это напомним, история 1959 года, когда зимой в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.

Бывший охотник Анатолий Степочкин знает тайну рокового перевала.

Бывший охотник Анатолий Степочкин знает тайну рокового перевала.

Над сей загадкой многие исследователи голову ломают и лишь бывший владелец ружья ТОЗ-34, охотник, житель Верхотурья, 72-летний Анатолий Степочкин давно знает секрет. Об этом он неожиданно заявил следователям, когда те попросили его опознать покупателей и подтвердить сделку с ружьем. Рассказ тот услышал местный адвокат, он и пригласил к Степочкину журналистов.

ТАЕЖНЫЙ МАНСИ

- В 1981 году я работал водителем тягача в Карпинске, - рассказал нам Анатолий Сергеевич. - К Новому году меня и еще одного водителя Анатолия Безденежных отправили в Саранпауль за рыбой. Нужно было привезти 6 тонн. Ехали через Ивдель, Бурмантово. Дорога тяжелая, только вездеход и пройдет. Несколько дней добирались по бездорожью, тайге. И вот в одном месте недалеко от небольшой речки мы вдруг увидели палатку. Добротная такая – высокая, плотная. Как маленькая юрта. Около нее две собаки бегают, у входа мясо лосиное лежит. А хозяина нет.

Добрались до Саранпауля, погрузили рыбу. На обратном пути опять к этой палатке подъехали. Тут уже мужик нам навстречу вышел. Мы переночевать к нему попросились, он разрешил. В палатке тепло, нары есть, печка-буржуйка топится. И полбачка холодца наварено. Мы в ответ вытащили бутылку водки, распили ее. Толя спать лег. А мы с хозяином разговорились. Он оказался охотником-заготовителем. Только охота в тот год у него не заладилась. Ружье сломалось. И показывает мне ТОЗ-34. Смотрю – точно, приклад болтается. Я говорю: давай я тебе свое ружье дам (у меня был немецкий «Зауэр»), а ты мне свое сломанное ружье и собачку. Больно хороши у него были собаки. Забегая вперед, скажу, что мы потом с этой собачкой и на лося, и на медведя ходили. Отличная была псина!

«МЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯЕВА»

В общем, поменялись мы с ним. Он мансийской браги достал. Выпили. Спрашиваю его: «Как, мол, так открыто живешь? Мясо лежит рядом с палаткой. И ты ничего не прячешь». Он мне отвечает: «А у нас прятать ничего не нужно. Мы здесь хозяева. И если кто-то что-то возьмет, мы все равно найдем. У нас один случай был. Туристы в горах наше священное место разграбили. Шаманы и охотники узнали, выследили их. И среди ночи, когда те уснули, шаманы разрезали брезент и запустили внутрь какой-то дурман. Охотники окружили палатку. И когда туристы выскочили, мы их всех убили. 9 или 10 человек их было.

- А тот манси говорил, в каком году это случилось?

- Ничего не говорил про год. Я и не спрашивал. Я ему после этого сказал: так вас же за убийство наказать должны были? А он мне ответил: мы здесь сами хозяева и что хотим, то и делаем. Мы никогда людей не обидим, всегда поможем, но на наше священное место покушаться не надо.

Знак манси, который сфотографировали "дятловцы" по пути на перевал.

Знак манси, который сфотографировали "дятловцы" по пути на перевал.

- Вы спросили его, что это за священное место?

- Это в пещере святилище. Туда приносят золото, платину, меха. И раз в год там все собираются и устраивают моления.

- А место он назвал? Где все происходило?

- Нет. Я его об этом тоже не спрашивал.

- Нам вот что странно. В палатке туристов была обнаружена полная фляжка спирта и деньги. Почему манси не взяли спирт?

- Они такие люди, что чужого никогда не возьмут, но и свое никому не отдадут.

Манси во время поиска туристов.

Манси во время поиска туристов.

ВСЕГО ЛИШЬ ВЕРСИЯ

Ружье ТОЗ-34, которое сейчас косвенно проходит по уголовному делу в Верхотурске, бесследно исчезло. Скорее всего, те бандиты, что находятся под следствием, утопили его как какую-нибудь важную улику.

Знак манси, который сфотографировали "дятловцы" по пути на перевал.

Знак манси, который сфотографировали "дятловцы" по пути на перевал.

Но что касается истории 1959 года, то для нашего расследования это очередная версия. Из уголовного дела достоверно известно, что манси первыми попали под подозрение. Их несколько раз допрашивали, но те, как мантру повторяли одно и то же – ничего не знаем, ничего не видели. Сразу скажем, что эта история с наказанием туристов показалась нам далеко неправдоподобной по ряду причин. Например, ни у палатки, ни поблизости от нее не было ничьих посторонних следов – ни от лыж, ни от ног.

И все же, дурмановая версия наверняка взбудоражит многих. Задались и мы вопросами: а зачем манси дурман? Из чего и для чего они могли его готовить? Может для выкуривания зверей из нор?

За разъяснением мы обратились к уральскому эксперту по манси Алексею Слепухину:

- Не было никогда у манси никакого дурмана, - заявил он. – У них и понятия такого в обиходе нет. Для окуривания своих святилищ они всегда использовали чагу (березовый гриб). Это часть религиозного обряда и окуривать им палатку из мести они бы никогда не стали. Манси – вообще серьезный народ, это не дикие аборигены. К тому же нет и не было в тех местах, где шли дятловцы священных мест. Поэтому лично мне вся эта история кажется нереальной.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Манси – доброжелательные люди

Считает Владимир Аскинадзе, участник поисков группы Дятлова.

Весной 1959 года Владимир Михайлович искал погибших туристов вместе с манси – братьями Степаном и Григорием Куриковыми.

Манси Степан Куриков

Манси Степан Куриков

- Спокойные, серьёзные, прекрасно понимающие, зачем их прислали на поиски, - вспоминает Владимир Аскинадзе. - Они же были не только с нашей группой, но и с другими. Начальник поисков полковник Ортюков ежевечерне собирал небольшую оперативку, где Куриковы при рассмотрении планов на следующий день, обстоятельно предлагали свой вариант, и я не помню, чтобы им кто-то возразил, поскольку верили им безоговорочно. Русский язык они знали неважно, но мы друг друга понимали. Это были очень доброжелательные люди!

Манси Степан Куриков и студенты-поисковики на перевале Дятлова.

Манси Степан Куриков и студенты-поисковики на перевале Дятлова.

Из своей туристской практики добавлю, что когда туристы случайно выходили на какие-либо священные места, то никогда не разоряли их. Пещер в нашем время я не помню, но если случалось оказаться в заброшенной церкви, где сохранился иконостас, то ни у кого из нас даже мысли не было, чтобы что-то забрать оттуда. А вообще я сомневаюсь, что богатства пещеры дожили до конца 50-х. Если бы там было что-то ценное, чекисты б ещё в 30-е годы всё вычистили.