В основном новшество облегчило жизнь застройщикам
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
На прошлой неделе вступил в силу закон, запрещающий банкам, страховым компаниям и нотариусам гонять граждан за выписками из государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и госкадастра. Напомним, госведомства и муниципалитеты давно уже обязаны получать такие документы сами в электронном виде. Теперь круг электронного взаимодействия расширился.
Это один из этапов «дорожной карты» по упрощению всевозможных бюрократических процедур, связанных с оформлением сделок с недвижимостью. Кому это облегчит жизнь?
Нотариальное «одно окно»
Нотариусы в числе прочих теперь тоже должны сами в течение трех рабочих дней запрашивать нужные сведения из реестров. Это значит, что, во-первых, меньше бумаг надо будет собирать всем, кто оформляет наследство, — эта процедура в обязательном порядке связана с обращением к нотариусу.
Во-вторых, нотариусы теперь имеют возможность «под ключ» обслуживать тех, кто именно через них решил оформлять сделки купли-продажи, дарения, мены жилья и земли. То есть в какой-то мере стали конкурентами риэлторов, которые также оказывают услуги по «сопровождению сделок».
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Напомним: при всех этих сделках закон позволяет гражданам заключать договор как в простой письменной форме (теоретически можно вообще скачать образец договора из интернета и ни к каким «помощникам» не обращаться), так и в нотариальной (покупатель и продавец идут к нотариусу, он сам им составляет договор и его удостоверяет). В первом случае не поменялось ничего. Второй путь — с нотариальном удостоверением сделки — государство, озабоченное огромным количеством мошенничеств на рынке недвижимости, - в последнее время активно облегчало. Одно из главных новшеств — нотариус получил право сам передавать документы о сделке на регистрацию в Росреестр, то есть обратившимся к нему гражданам больше никуда идти не надо. А теперь им фактически и никаких документов собирать не требуется — нотариус (хотя и не бесплатно, конечно) сам все сделает.
- Теперь нотариус фактически сможет предоставлять услуги в режиме «одного окна», - объяснил очередные новшества президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Однако, у каждого из путей — заключить договор в простой письменной форме и самостоятельно его регистрировать или обратиться к нотариусу, который все сделает, - остаются свои плюсы и минусы (см. графику). Стоит также иметь в виду, что в обоих случаях, скорее всего, все равно придется обращаться за помощью к риэлторам.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Берем кредит
То, о чем мы говорили выше, в основном касается вторичного жилья. А как с новостройками?
При оформлении ипотеки на новое жилье в некоторых случаях также требовалось приносить выписку из ЕГРП в виде «бумажного» документа.
- Предоставление таких сведений о недвижимости было, в частности, необходимым условием «военной ипотеки», - объясняет Юрий Никитчук, начальник управления по ипотеке и субсидиям группы компаний «Мортон». - В большинстве остальных случаев процесс оформления ипотеки на новостройки сейчас и так максимально ускорен. Для получения ипотечного кредита в банках-партнерах компании-застройщика, как правило, достаточно предоставить зарегистрированный договор долевого участия, весь процесс получения ипотеки занимает 3-5 дней.
СПРАВКА «КП»
Госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и госкадастр (ГКН) содержат практически всю юридически значимую информацию о правах собственности на жилье и участки, возможных обременениях (не заложена ли, скажем, квартира и не находится ли она вдруг под арестом), а также площади, кадастровой стоимости и т. п. Поэтому при любых операциях с жильем и землей — от покупки-продажи до ипотеки — данные о недвижимости обязательно сверяются с теми, что есть в государственных реестрах.
Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
КСТАТИ
Что еще упростили
Напомним, что документы на регистрацию сделок с жильем теперь можно подавать и в электронном виде, через специальный сервис на портале Росреестра (www.rosreestr.ru). Правда, для этого нужно иметь усиленную квалификационную электронную подпись (простой электронной подписи недостаточно — это вопрос безопасности).
В основном новшество облегчило жизнь застройщикам, которые одновременно подают на регистрацию документы на всю многоэтажку. Но опосредованно — и дольщикам, чьи документы в итоге оформляются быстрее.