Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество9 октября 2015 12:46

Востоковед Александр Чумаков: Террористы разрушают Пальмиру ради страшной картинки

Калининградский ученый ответил на вопросы «КП» о последних событиях на Ближнем Востоке
Разрушение памятников в Пальмире специалисты называют культурной катастрофой.

Разрушение памятников в Пальмире специалисты называют культурной катастрофой.

Фото: из архива «КП»

Боевики так называемого «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации) продолжают демонстрировать всему миру, как они уничтожают древние культурные и исторические памятники, которые являются наследием всего человечества, в том числе и мусульман. Новость последних дней - разрушена Триумфальная арка, считавшаяся визитной карточкой не только Пальмиры, но и всего Ближнего Востока.

О том, что движет террористами, и какой урон они наносят мировой культуре, «Комсомолка» поговорила с востоковедом, доцентом кафедры истории БФУ имени Каната, преподавателем лицея №49 имени Бусловского Александром Чумаковым.

Почему Пальмира?

- Александр Дмитриевич, новость о том, что боевики ИГИЛ разрушили Триумфальную арку в Пальмире, облетела весь мир. А о каком ущербе может идти речь?

- С материальной точки зрения восстановить, конечно, можно по линии ЮНЕСКО. Но с точки зрения цивилизации, ущерб невосполнимый. Я бы сравнил это с разрушением фашистами культурного наследия народов Европы и нашей страны. И сравнил бы с уничтожением боевиками «Талибана» памятников в Бамиане (в 2001 году террористы уничтожили гигантские статуи Будды – Ред.). Ибо Пальмира веками являлась центром культурного и иного взаимодействия. Ущерб задевает все человечество. Это настоящая культурная катастрофа.

- А вообще, за годы войны на Ближнем Востоке, много было уничтожено культурных ценностей?

- Их не считали, но много. Если брать Большой Ближний Восток от Марокко до Ирана, то в целом за последние десять лет уничтожена масса объектов. Культурные памятники в Вавилонии и Месопотамии (ныне это территория Ирака), которые трудно восстановить. Плюс грабеж, который был связан с американской агрессией в Ираке. Много памятников уничтожено в ходе арабо-израильских войн, в Египте во время так называемой Арабской весны. Конечно и Пальмира! Почему выбрана Пальмира? Это сплетение, центр цивилизационных контактов. Даже когда Пальмира пребывала в составе мусульманских династий, она мирно существовала при всех проблемах. Ценности простояли века, а сейчас их используют в качестве внешней страшной картинки как давление на остальное человечество.

- Получается, мир потерял этот «культурный заповедник» на Ближнем Востоке?

- Во многом теряет. Сейчас нужны колоссальные совместные усилия! Политика двойного дна приведет к окончательной катастрофе. Вряд ли удастся все вернуть, но нужно остановить этот вандализм.

Запугать любой ценой

- Что движет террористами?

- Цель террористов – запугать любой ценой. Ими движет чувство страха. Страх и бессилие. Другого варианта они предложить не могут. Им важно и внутри обеспечить сохранение этой структуры, показать, что обратного пути нет. Многое зависит от того, как внутри, в самом регионе будет меняться обстановка. К исламу терроризм никакого отношения не имеет.

- Появилась информация, что ИГИЛ разрушили Триумфальную арку за успешные действия российской авиации. Это так, по-вашему?

- Если бы даже не было успешного действия российской авиации, если бы России вообще не было, бандиты-вандалы все равно бы разрушили арку. ИГ разрушает культурные ценности целенаправленно. Объектов осталось не много. Половину они уже уничтожили. А Россия это повод. Они ожидали, что Россия не выступит. Мы выполняем союзнические обязательства. Разрушения будут продолжаться, к сожалению.

- А что сегодня из себя представляет ИГИЛ?

- Сложная структура. Намешано очень многое. Это и крах светских и мусульманских проектов, и результат сложных подвижек элит в Ираке, и стремление формирований переделить мир. Пока это террористическое квази-государство, находящееся в стадии формирования. А это очень опасно. Временно оно может держаться. Сплачивает кровь, грабеж, успехи. Сил у них много. В том числе использование различных фобий и откровенный цинизм, игра на противоречиях.

Грамотная политика

- Как вы оцениваете эффективность действий российских воздушно-космических сил?

- Я не военный эксперт. Но, на мой взгляд, пока действуют эффективно. Уверен, нужен комплексный подход. Должна быть и наземная операция именно самих жителей государств Ближнего Востока. Только они в состоянии освободиться. Плюс важна позиция мирового сообщества. Речь о помощи от дипломатии до ударов, обмена информации и так далее. Пока Россия грамотно проводит политику.

Александр Чумаков уверен, что террористы продолжат уничтожать архитектуру древнего города.

Александр Чумаков уверен, что террористы продолжат уничтожать архитектуру древнего города.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Американцы бомбят террористов уже год, но результатов не много. ИГИЛ расширяется. Почему?

- Дело в том, что не решены внутренние проблемы. Пока ИГИЛ на взлете, у них есть поддержка. Нет, нужно действовать в комплексе. Воздушные бомбардировки могут дать частичный успех. Контрнаступление нужно закреплять на земле. Но не России.

- В западных СМИ часто мелькает информация, что российские самолеты бомбят вовсе не ИГИЛ, а так называемую «умеренную оппозицию». Эта оппозиция еще существует?

- Умеренная оппозиция во многом конструкция умозрительная. Причем в значительной части она действует по своим интересам. Приход к власти ИГИЛ вряд ли оставит место умеренной оппозиции. Там свои правила игры. Оппозиция это понимает. Мне непонятно, почему так происходит. В конечном итоге эти деятели могут быть выброшены за борт и уничтожены самими же боевиками.

- Вообще, сейчас в Сирии возможен компромисс между Асадом и его оппонентами?

- Частично, если будет осознание общей опасности. И то, компромисс возможен только с отдельными группировками. Вопрос, насколько они самостоятельны и насколько будет искренне поддержка их кукловодов на Западе. А это уже вопрос большой политики.

«ТЕРАКТЫ В РОССИИ НЕ ИСКЛЮЧАЮ»

- Чем может обернуться для простых россиян участие России в конфликте? Многие заговорили о мести, и возможных терактах в нашей стране.

- Однозначно террористы могут дать ответ и нам надо этого опасаться. Проявлять бдительность нужно и у нас, в России, и на Ближнем Востоке.

Это не первый случай. Вспомним антитеррористическую операцию в Чечне. Теракты на территории России я не исключаю. Не исключаю и обострения обстановки по всему южному «подбрюшью» нашей страны: от Кавказа до Таджикистана и Киргизии. Болевые точки на Кавказе это, возможно, Дагестан, Ингушетия.

- Ваш прогноз – что будет в Сирии ближайшие месяцы? Удастся ли победить ИГИЛ и остановить гражданскую войну?

- Что касается гражданской войны, то Асад считает, что ее нет. Точнее, она – результат внешних влияний. Частично, возможно удастся отодвинуть ИГИЛ. Но я здесь пессимист. Это дело не одного месяца. Хотя сирийцы героически сопротивляются, но бороться с этим интернационалом очень сложно. Успехи во многом зависят от народа Ближнего Востока и от того, как они сплотятся с остальными странами. Большая проблема в том, что нет единства. Многое зависит от позиции Турции. А она меня во многом удивляет. Ведь гипотетическая победа «Исламского государства» создаст серьезные проблемы для Турции.

Нам же очень важен опыт России царской, России советских времен. Это опыт работы со странами Востока. Хотя повторю, у ИГИЛ нет ничего общего с исламом. У России ведь большие традиции отношений с исламским миром. Нельзя наломать дров. Помогая сирийцам, нельзя втянуться в эту драку. Нужно помнить, что у нас есть свои национальные интересы.