Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды31 августа 2015 7:46

Скончался режиссер "Кошмара на улице Вязов"

Уэсу Крейвену было 76 лет
Уэс Крейвен снял великий фильм ужасов "Кошмар на улице Вязов" в 1984 году

Уэс Крейвен снял великий фильм ужасов "Кошмар на улице Вязов" в 1984 году

"Раз, два, Фредди идет за тобой.

Три, четыре, лучше запри дверь.

Пять, шесть – хватай распятие.

Семь, восемь – и не ложись допоздна.

Девять, десять – и вообще никогда не спи".

Уэс Крейвен снял великий фильм ужасов "Кошмар на улице Вязов" в 1984 году. Его лучше всего смотреть именно маленьким и неподготовленным, лет, например, в десять – тогда шибанет по-настоящему, как шибануло автора этих строк. После истории о Фредди Крюгере, мстителе, который являлся во снах детям тех, кто сжег его заживо, и превращал этих детей в фарш, уже ни один фильм не казался мне страшным.

"Подобно тому, как имя Альфреда Хичкока навсегда связано с триллерами, а имя Серджио Леоне – со спагетти-вестернами, имя Крейвена всегда будет связано с фильмами ужасов" – справедливо замечает сейчас в некрологе Los Angeles Times.

Крейвен родился в 1939 году в Кливленде, штат Огайо, в очень религиозной семье (ему запрещали ходить в кино, потому что это считалось грехом). Получил хорошее университетское образование (психология, философия, английский язык и литература). А потом плюнул на философию и пошел снимать порно: по собственному признанию, под псевдонимами он изготовил множество дешевых картин, которые крутились в специальных кинотеатрах для взрослых (видео, напомним, тогда не было).

В 1972 году он плавно перешел к насилию, сняв за ничтожные 90 000 долларов триллер "Последний дом слева" – римейк, кто бы мог подумать, "Девичьего источника" Ингмара Бергмана; историю о двух девушках, которые попали в руки к садистам. Крейвен написал невероятно жестокий сценарий, но в процессе подготовки опомнился и сам его смягчил. (Оригинальный сценарий так и не был опубликован). Зрителям неожиданно понравилось: самый известный американский кинокритик Роджер Иберт написал, что фильм "раза в четыре лучше, чем вы могли бы ожидать". В Великобритании и ряде других стран картину, тем не менее, запретили.

Свою карьеру Крейвен продолжил фильмом "У холмов есть глаза" (1977) и, конечно, "Кошмаром на улице Вязов" – картиной, в которой состоялся кинодебют Джонни Деппа. Где-то через сорок минут после начала его засасывало во внутренности дивана, на котором он по неосторожности задремал (и попал в стальные лапы властелина сна Фредди Крюгера). Диван измельчал и переваривал Джонни Деппа, а потом выплевывал его в потолок в виде потока кровавой каши.

У "Кошмара" было шесть продолжений – некоторые хорошие, некоторые плохие. Последний, один из наименее удачных, был снят самим Крейвеном – там действие разворачивалось на съемочной площадке очередного фильма о Фредди Крюгере, который теперь являлся самим киношникам. Этот постмодернизм в издыхающем киносериале мало кому пришелся по вкусу – но Крейвена натолкнул на мысль снять фильм "Крик" (1996), в котором маньяк охотился за юношами и девушками и выдающимся образом убивал в самом начале Дрю Бэрримор. Главный прикол "Крика" был в том, что и жертвы, и маньяк прекрасно знали штампы фильмов ужасов и вели себя, ориентируясь на них. Зрители оценили игру: "Крик" стал одной из самых успешных кинофраншиз 90-х, и, несомненно, повлиял на других кинематографистов (в недавном хите Мэттью Вона "Кингсмен: секретная служба" герои, спецагенты, тащатся от классических фильмов про шпионов и спецагентов, и постоянно обсуждают их, соотнося свои действия с поступками Джеймса Бонда или Джейсона Борна).

"Крик", несколько его продолжений и сериал по его мотивам были последним выдающимся проектом Крейвена. Хотя ради разнообразия он снимал и другое кино – например, "Музыку сердца", мелодраму о скрипачке, которую сыграла Мэрил Стрип. Само сочетание Крейвена, скрипки и серьезной драматической актрисы в 1998-м казалось шокирующим, но ничего, обошлось – Стрип даже получила номинацию на "Оскар" за этот фильм. Ну или еще в 2005-м он снял триллер с Киллианом Мерфи и Рейчел МакАдамс "Ночной рейс" (в оригинале - "Красный глаз") о террористе на борту самолета. Это были качественные картины, но понятно, что не ими он запомнился.

"В какой-то момент ты понимаешь: да, ты хорош. Определенно, я оставил след в истории американского кино" – говорил он в интервью пять лет назад.

Обожал птиц. До конца дней называл любимыми фильмами "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро и тот самый бергмановский "Девичий источник". Был трижды женат и стал отцом двоих детей. Умер 30 августа 2015 года в Лос-Анджелесе от опухоли мозга.