Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука14 мая 2016 20:27

Венера Милосская была публичной женщиной?

Ученые пришли к такому выводу, разгадав в каком положении находились ее руки
Источник:kp.ru
Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей.

Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей.

Венеру Милосскую считают эталоном женской красоты. Это одна из самых знаменитых скульптур на планете, но известно о ней не очень много. Мы знаем, что автором изваяния является некий Агесандр Антиохийский, создавший статую богини любви за 130—100 лет до нашей эры. Найдена она почти 200 лет назад при раскопке развалин амфитеатра на острове Милос. Но самая главная тайна Венеры Милосской - это ее руки.

Классическая статуя Венеры.

Классическая статуя Венеры.

Два столетия ученые и художники пытались разгадать что же делала Венера своими руками. По одной из версий это была парная скульптура и левую руку женщина положила на плечо бога войны Марса или героя вроде Тесея. Другие исследователи вручали богине то зеркало, то копье, то лавровый венок. Третьи утверждали, что это вовсе не Венера, а богиня Победы Ника и в левой руке она держала щит, а правой вписывала имена великих воинов. А очевидцы, видевшие Венеру сразу после того, как ее извлекли из земли, божились, что в руке она держала яблоко (напомним, что руки богини были утрачены уже после находки, во время конфликта между французскими моряками и владельцами острова турками - авт).

Предположение о том, что в действительности богиня любви сучила пряжу впервые высказала Элизабет Вайланд Барбер, специалист по истории текстиля. Подбирая иллюстрации для своей книги «Женское рукоделие: первые 20 000 лет» она изучала изображения на древних амфорах и обратила внимание, что поза женщин, занятых пряжей, очень похожа на положение тела Венеры Милосской.

- Древнегреческие художники были реалистами до мозга кости. Даже богов, они ваяли, наделяя их чертами лица своих натурщиков, - рассуждает Элизабет. - А теперь давайте подумаем, что чаще всего занимало часы женского досуга до начала Промышленной революции? Пряжа нити! То что делала натурщица Агесандра Антиохийского было очень знакомо женщинам в древнегреческом обществе. И тогда мы понимаем глубину замысла художника: он ваяет не просто богиню любви, а женщину-творца. Как из аморфной массы шерсти женщина создает нить, так же из ничего она производит детей!

Отталкиваясь от этого вывода другая исследовательница Рэйчел Розенцвейг делает вывод о профессии женщины, чье тело скульптор использовал в качестве натуры для Венеры.

- Она была проституткой или, если говорить точнее, гетерой, - считает искусствовед, автор книги «Поклонение Афродите». - Ткацкое ремесло было традиционным занятием древнегреческих жриц любви. Коротая свободное время в ожидании клиента гетеры сучили пряжу. Это являлось их второй работой, а первой, естественно, был секс.

Это похоже на правду. Ведь, известно, что натурщицей Праксителя - легендарного скульптора Древней Греции, являлась знаменитая афинская гетера Фрина. Ее красота была настолько совершенна, что Праксителю впервые разрешили изваять ее статую полностью обнаженной. Так появилась Афродита Книдская - его самая прославленная скульптура, дошедшая до нас в копиях.

Вполне вероятно, что другая гетера позировала Агесандру и художник решил запечатлеть красавицу, занятую своим вторым ремеслом.

Однако, как подтвердить это предположение на практике? Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей. Для того чтобы создать 3D-копию знаменитой скульптуры Венмен использовал цифровые снимки гипсовой копии, которая была сделана с оригинала в 1850 году. Эта копия хранится в художественном музее Базеля (Швейцария), в то время, как оригинал Венеры Милосской представлен в парижском Лувре. А положение рук Венеры дизайнер копировал, взяв за образец изображения гетер-ткачих на древнегреческих вазах.

- Создав компьютерную модель я при помощи 3D-принтера распечатал несколько небольших моделей из белого пластика, - рассказал Космо Венмен. - Мне кажется, что заняв руки Венеры пряжей, нам удалось соблюсти анатомические пропорции и естественное положение тела. При этом я понял как был устроен оригинал. Думаю, вряд ли в левой руке она держала мраморный комок пряжи, а в правой - веретено. Это бы значительно утяжелило конструкцию и руки у Венеры отвалились еще задолго до того, как это произошло в действительности. Полагаю, что для инструментов использовали не тяжелый мрамор, а легкое дерево, украсив его позолотой.

Это объяснение отчасти развеивает сомнения археологов, которые ни разу не находили мраморные инструменты рядом со скульптурами в подобной позе. Недолговечное дерево попросту превращалось в тлен, задолго до того, как статуи попадали в руки ученых.

Конечно, гипотеза о Венере Милосской, как о жрице любви, нуждается в уточнении и новых доказательствах. Но в конце концов, кто, как не богиня любви Венера (или Афродита в греческой традиции) была покровительницей «ночных бабочек"?