Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество19 июня 2017 22:35

5 наивных вопросов о Беломорканале

20 июня 1933 года, завершилась первая великая стройка советского времени
Беломорканал. 1932г. Экспонат выставки "Человек и тюрьма" - 2000 г. Фото Игоря Зотина/ТАСС

Беломорканал. 1932г. Экспонат выставки "Человек и тюрьма" - 2000 г. Фото Игоря Зотина/ТАСС

Фото: ТАСС

1. Зачем он был нужен?

Водный путь, соединяющий два моря - Белое и Балтийское, России был нужен давным-давно: он почти вчетверо сократил бы морскую дорогу из одного моря в другое, делая излишним длительный обход всей Скандинавии. Еще во время Северной войны царь Петр I высказался о необходимости такого пути. Но только в 1900 году был создан первый серьезный проект петербургским профессором Тимановым, за который был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Но даже и осененный блеском золота проект не пошел: слишком дорого обходилось строительство. А главное - людским ресурсам неоткуда было взяться в тех удаленных и весьма суровых краях.

2. В чем особенность?

Решение о строительстве Беломорканала Совет труда и обороны СССР принял 3 июня 1930 года. Осуществлять непосредственно строительство было возложено на НКВД. 1 июля следующего года утверждается эскизный проект, а в начале следующего года уже полностью готов технический проект.

16 октября 1931 года у будущего города Беломорск начались взрывные работы. Все. Дело пошло.

Панамский канал длиной 81,6 км строили 28 лет. Суэцкий канал, вдвое длиннее, строился 10 лет. Беломорканал длиною в 227 км вручную воздвигли за 20 месяцев. Правда, прорыть надо было лишь 37 километров - остальное составлял естественный водный путь. Но никто не отменял необходимость 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу и 12 водоспусков.

Картина П. А. Белова.

Картина П. А. Белова.

3. Кто строил?

Количество рабочих установить точно невозможно: официальные цифры доходят до 200 тысяч человек. Однако, по разным данным, и число погибших от невыносимых условий труда достигает той же цифры. Значит, задействовано было гораздо больше человек.

Рабочими, инженерами были исключительно ЗК - «заключенные каналоармейцы» (от них и пошли современные зеки).

ЗК были также среди топ-менеджеров стройки. Помощником начальника Беломорстроя и начальника работ был Нафталий Френкель - личность легендарная, поскольку незадолго до своего взлета был приговорен к высшей мере. Перед казнью его освободили. Сталину нужен был человек незаурядного ума и ужасающей предприимчивости: в Одессе Френкель создал подпольную империю, в которой была даже своя армия из прикормленных чекистов. Его, как и немногих других выживших ЗК, наградили: 12 484 человека обрели свободу, 59 516 сократили сроки заключения, а 500 человек, особо отличившихся, вышли на волю со снятием судимости и полным восстановлением в гражданских правах.

Судьба главного героя циклопического по своим объемам строительства ­Н. Френкеля теряется в неизвестности. Есть сведения, что его все-таки расстреляли в 1937-м. Но дело его жило дальше. Это ведь он придумал из каторги сделать прибыльное предприятие, в котором никому ничего не надо платить, одной пайки вполне достаточно.

4. Как восхваляли подвиг?

Пиаром канала занимался сам А. М. Горький. 120 писателей и журналистов посадили на пароход и отправили в плавание по только что выстроенному пути. Среди них советские знаменитости: Толстой, Зощенко, Катаев. В прессе и позже изданной книге о героическом строительстве Беломорканала они должны были рассказать о самоотверженном труде советских зеков. Что они с присущим им блеском и сделали.

Тем более что принимали пишущую братию по-царски. Писатель Александр Авдеенко писал: «Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах с петрушкой в зубах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины и поросята. На узких длинных тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Плавали в янтарном масле шпроты. Пламенела свежая редиска. В серебряных ведерках прохлаждались водка, вино, шампанское, нарзан…»

Те зеки, кто выжил на строительстве, действительно получили свободу (плакат начала 30-х).

Те зеки, кто выжил на строительстве, действительно получили свободу (плакат начала 30-х).

5. Стоило ли того?..

Стоило, но только не такой дорогой ценой. Первыми по нему прошли военные корабли, позволившие защитить северные рубежи. В довоенном 1940 году общий объем перевозок по каналу достиг миллиона тонн. В 1985 году, после углубления, - 7,3 млн. Ну а теперь разве только туристические суда можно встретить на этом пути. Да редкие баржи со строительными материалами да горючим…