Премия Рунета-2020
Волгоград
+25°
Boom metrics
Общество10 октября 2011 22:00

Строительство Храма Александра Невского в Волгограде нужно обсуждать публично

Стоит ли возводить храм в центре города? На эту актуальную тему в студии радио «Комсомольская правда» на частоте 96,5 FM рассуждали руководитель ОАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков и профессор Волгоградского педагогического университета
Источник:kp.ru

Андрей Куприков (А.К.): - Изначально попытка восстановить храм Невского предпринималась неоднократно. На моей памяти как минимум при трех администрациях. На мой взгляд, все это заканчивалось и закончится ничем. Во-первых, я однозначно против его строительства, потому что предполагаемое строительство (затрибунная часть площади Павших Борцов. - Прим. ред.) находится не на историческом месте. Первоначально храм, который был разрушен в 1932 году, находился на 200 - 250 метров ближе к Волге, напротив входа в сегодняшний медуниверситет. Так что если говорить о восстановлении исторической справедливости, то никакого восстановления здесь нет. Во-вторых, что для меня сомнительно, предполагается потратить около 1 миллиарда рублей, из которых в том числе деньги из областного и городского бюджета. На информационных агентствах прошла информация, что практически все заявленные ранее спонсоры отказались от финансирования этого объекта. Я с абсолютной уверенностью могу сказать, имея опыт в строительстве, в проектировании, что если все-таки будет предпринята попытка строительства, будет поставлен забор, вырыта огромная яма, и это все будет заброшено. То есть будет уничтожен парк. Мы сейчас боремся за Химкинский лес, за Челябинский бор и тут же у себя в центре города пытаемся вырубить целый парк по очень надуманной причине. У меня вызывает сомнение попытка нашей замечательной церкви получить себе очередную точку по торговле свечками. Я не верю в божественный промысел и необходимость строительства этого объекта. 80 церквей уже есть в нашем городе, и это более чем достаточно.

Василий Супрун (В.С.): - Я гражданин, житель этого города, плачу налоги. С этих налогов потом живет моя страна, то есть я причастен ко всем деньгам, которые получает наш город в том числе. Поэтому мы, граждане Волгограда, православные люди, хотели бы, чтобы в центре города была бы такая красивая доминанта, завершающая нашу Аллею Героев. Наверное, к нам нужно прислушиваться тоже, и мы имеем право сказать об этом.

А.К.: - Если бы церковь сама строила из своих средств и доходов, то это их право. Но я не понимаю, почему часть строительства должен оплачивать бюджет. Честно говоря, я не увидел особого желания у промышленных компаний и предприятий финансировать, наверное, благое дело. На мой взгляд, место размещения объекта все-таки сомнительное. Стоит ли загромождать центральную часть города и ломать архитектурный ансамбль, который был разработан лучшими архитекторами своего времени Ефимовым и другими. Храм никаким образом не впишется ни в архитектурную среду, ни в архитектурный ансамбль. Это огромная махина, 60 метров, как минимум 20 этажей. Немного статистики: Тадж-Махал - 74 метра, храм Христа Спасителя - 105 метров. Родина-мать от пьедестала до кончика меча - 62 метра. Статуя Свободы в Америке - 45 метров. Представьте, что мы в итоге получим: огромный, грузный, абсолютно не вписывающийся с существующую архитектурную среду христианский православный храм. Он неуместен там. На сегодняшний день нет депозита, на котором лежит миллиард, чтобы в течение двух лет этот храм построить. Меня угнетает, что мы получим долгострой в центре города, разрытую яму. А если его все-таки построят, представьте, какие там будут пробки.

В.С.: - Храм вокруг себя создает атмосферу нравственности. Вас устраивает мат, который несется с каждой остановки, с каждого угла, где живут наркоманы, живут безнравственные семьи, где убивают детей абортами? Храм препятствует этому. Зайдите в любой храм и увидите, всего этого там нет, вся гадость не проникает за ворота храма, за его стены. Только нравственное оздоровление поможет решить многие проблемы. Появятся люди, которые понимают, что у них есть замечательное прошлое и что им надо жить в будущем, что у нас в этом нравственном будущем будут достойные люди продолжать те традиции, которые были в России.

А.К.: - Неплохо было бы сначала людей поселить в нормальные условия, дать работу и накормить. Нравственность заканчивается тогда, когда люди не видят справедливости в обществе. Конечно, нравственность - это очень важно. Но я не очень уверен, что церковь - это тот институт, который может дать человеку ориентир на нравственность. Для какой-то части да, но для большинства уже нет. РПЦ погрязла в грехах, скандалах. Фотография патриарха с часами за 50 тысяч евро на руке никак нравственности не способствует.

В.С.: - Вы считаете что церковь - это только священники и иерархия? Те люди, которые приходят в церковь, это разве не церковь? Разве не на наших плечах держится это государство? Поэтому как можно отделить меня, народ от моего государства? Значит, это государство удаляет меня в другую сторону от моей жизни. Церковь - это люди, которые приходят в храм, церковь, это те люди, которые создают это государство. В России большинство православных, поэтому церковь держится совместно с государством. Понятно, что идеологически они могут расходиться, никто не говорит, что церковь должна диктовать государству. Церковь заботится об общем нравственном состоянии общества, а государство управляет обществом по своим законам, по своим правилам. Это было веками, всегда разделено.

Вокруг Храма кипят нешуточные страсти.

Вокруг Храма кипят нешуточные страсти.

А.К.: - Я абсолютно уверен, что для церкви это торговый центр по торговле благостями. Потому что проходимость большая, большой человеческий поток, люди будут приходить, оставлять деньги. Почему они не хотят на Спартановке построить или на Судоверфи, там земли много. В Советском районе целые поля, берите и стройте, нет - надо обязательно в центре. Это чистая коммерция, учитывая, какие там ценники на свечки, крестики и т. д. Одна бабушка пыталась сдать в ломбард купленный в церкви золотой крестик, ей сказали, что он не соответствует золоту заявленного образца. Нет ни проб, ничего. То есть это серьезный ювелирный бизнес по торговле церковными мелочами. Давайте разделим церковь и веру в Бога. Моя вера в Бога никак не коррелирует с господами на «мерседесах», с золотыми часами, но при этом призывающими меня к смирению и терпению.

Тел. звонок: - Меня зовут Вера Вячеславовна. Я хочу вот что сказать: около прежнего храма Александра Невского стояла виселица, на которой белогвардейцы должны были повесить двух моих дедов за участие в Гражданской войне в 10-й Армии. Есть книга памяти, где мои ближайшие родственники записаны, которые сражались в годы Великой Отечественной войны. Я за Храм.

В.И.: - Там была не только виселица, на которой вешали красных, там была и могила, где были похоронены жертвы террора. Как раз храм способен объединить людей русских, которые в свое время по разные стороны баррикад находились. Теперь храм должен и тех и других примирить. Сами по себе наши дети и внуки не станут нравственными, если мы в них это не будем воспитывать. Они так и будут наркоманами, хулиганами и матерщинниками, потому что вокруг общество безнравственное. Нравственный человек способен создавать вокруг себя благо, и тогда Россия сможет постепенно подняться.

А.К.: - Я Василия Ивановича поддерживаю, если у нас верующих действительно так много, почему бы не строить, давайте будем строить. Этому вообще нет никаких возражений. Вопрос только, где строить и на какие деньги это делать. Церковь пыталась это решить кулуарно, пойти и договориться с губернатором, найти спонсоров. Население поставили перед фактом, отсюда такой негатив. Церковь пошла по отвратительному пути, когда организовывают себе бизнес, когда решают кулуарно, где, в каком месте себе построить магазин, центр. У меня предложение, давайте сейчас наложим мораторий на эту территорию, объявим конкурс на то, как можно ее застраивать, сделаем публичное обсуждение.