Премия Рунета-2020
Волгоград
+15°
Boom metrics
Общество7 декабря 2010 22:00

Детдомцев «защищают» от жизни, а потом выкидывают на улицу, как беспомощных котят

О сиротских проблемах рассказала опекун из Волгограда Елена Магомедова [видео]

Скандал с детским домом в Волгограде начался в конце ноября. Прокуратура провела проверку и обнаружила шокирующие факты – воспитанников за провинности отправляли «подлечиться» в психушку. Налицо нарушение прав ребенка и жестокое обращение с оным. Незамедлительно последовала и реакция властей. По личному распоряжению губернатора Анатолия Бровко освобождена от должности директор детдом Алевтина Крапивина. И все это накануне приезда в Волгоград Павла Астахова. Напомним, омбудсмен пожалует к нам 9 декабря. Нет сомнений, в конфликте с детдомом он поможет разобраться. Но как быть с другими проблемами воспитанников? А жизнь сирот состоит из сплошных проблем – и в стенах учреждений и уже после выпуска.

Подтверждение этому история, с которой к нам обратилась Елена Магомедова – женщина, оказавшаяся неравнодушной к судьбам детдомовцев.

Сказка с хорошим концом

Надю Кучеренко волгоградка Елена Магомедова увидела случайно. Худенькая, большеглазая, больше похожая на семиклассницу, чем на 20-летнюю девушку. Недавно выпустилась из детского дома. Вместе со своим другом – тоже детдомовцем Виктором Барановым – они вот уже три дня бомжевали. Ни денег, ни еды, ни жилья. После учебы в ПТУ ребята приехали в Волгоград – искать счастья, и оказались тут никому не нужны. Женщина пожалела парочку. Пустила их к себе, обогрела, накормила, дала кров в своих двух комнатах общежития, где она жила вместе с мужем и сыном. Было это 10 лет назад.

Тогда обустроить жизнь ребят помогла «Комсомолка». Надя по закону имела право на однокомнатную квартиру в Кировском районе. Но когда девушка туда приехала, это жилье уже давно занимали другие люди, которые не обрадовались такой наследнице. Что делать в такой ситуации, Надя с Витей не знали. Елена Васильевна стала для них ангелом-хранителем - прошла вместе с Надей много судов и чиновников, которые отмахивались от просителей, как от надоедливых мух. Но только после публикации в «КП» девушке по закону выделили однокомнатную квартиру на Красном. А вот Витя так ничего добиться не смог: дом, в котором он был прописан, сгорел. Администрация поселка от детдомовца отмахнулась.

- Но борьба развернулась не только за угол. Наде было 20 лет, но девушка практически ничего не умела, - рассказывает Елена Васильевна. - Она не знала элементарных вещей: как готовить, как ходить по магазинам, как платить за коммунальные услуги. Знаете, на что Витя потратил те деньги, которые ребятам выдают по выходе из детского дома? Купил телевизор и приставку, чтобы играть. Вместо продуктов и того же холодильника.

Живут сейчас ребята непросто: трое детей, 30-летняя Надя работает в столовой, Витя - в мебельном цеху. Но их история – скорее сказка с хорошим концом. По сравнению с судьбой ее сестры.

Надя и Витя в 2000 году.

Надя и Витя в 2000 году.

«Идти мне некуда»

Если за Надей было закреплено хоть какое-то жилье, то Ирина Кучеренко даже на это права не имела. Родилась девочка в одном из поселков Волгоградской области, куда прибилась на время бомжевавшая мать.

- Я тоже приехала в Волгоград после ПТУ. Меня приютила подружка. Думала, что смогу снять деньги, которые накапливаются на книжке до совершеннолетия. Но у меня потеряли номер лицевого счета.

Подруга устроила Ирину на рынок торговать печеньем. Там она и познакомилась с Олегом. Стали встречаться, а когда Ира забеременела, парень ее бросил. Женщину с ребенком пустил к себе 28-летний волгоградец.

- Он сильно пьет, постоянно выгоняет из дома. Каждую минуту боюсь за сына, но идти мне некуда. Я пыталась писать письма в администрацию, но мне даже не отвечают. Тем более с двухлетним Юриком много не находишься. Встречаю только равнодушие. Мол, мы тебя до 18 лет кормили, теперь сама себе зарабатывай, - говорит 28-летняя мама.

Елена Магомедова с Ирой и Надей 10 лет спустя. В их жизни изменилось многое, но с жильем по-прежнему проблемы.

Елена Магомедова с Ирой и Надей 10 лет спустя. В их жизни изменилось многое, но с жильем по-прежнему проблемы.

- Я бы помогла и Ирине, но мне негде их поселить, - разводит руками Елена Васильевна. - Самое жуткое, что эта история не единственная. Со страхом жду, когда из детских домов выпустятся еще шесть братьев и сестер Кучеренко. Мать раскидала детей по всей области. И все приедут в Волгоград. И окажутся не у дел. Хорошо, если не пойдут воровать. Такие ребята абсолютно не приспособлены к жизни. Их опекают в детском доме. А потом буквально «выкидывают» на улицу. Собственным детям мы даем элементарные навыки еще в детстве: как готовить, как убираться, как ходить в магазин, как общаться с противоположным полом. Но детдомовские воспитанники этого не получают.

Даже тем, кому посчастливилось стать обладателем своих квадратных метров, очень быстро с ними расстаются. Продают, как только заканчиваются деньги, а зарабатывать их не приучили.

- Нужны адаптационные центры, где бывшим воспитанникам помогали бы привыкать к реальной жизни, раз не сумели это сделать в детских домах, - озвучивает один из выходов Елена Магомедова.

С этим согласны и чиновники от образования. Первое подобное учреждение откроется только в следующем году - ГОУ для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».

- Сейчас у нас обустройство. Работу начнем в январе 2011 года. Сюда смогут обратиться родители и дети из обычных семей. Также будем оказывать поддержку и тем, кто выпустился из детских домов. Они смогут получить консультацию юриста, психолога бесплатно, - говорит Наталья Судакова, руководитель учреждения.

Хорошее и правильное дело, только вот дойдут до центра тоже единицы, потеряются по пути - на рынках, у неблагополучных друзей. Может, вместо того чтобы тратить немалые деньги на воспитание армии иждивенцев, стоит перестроить саму систему в детских домах. Причем велосипедов изобретать не надо: все уже давно есть у того же Макаренко.

Комментарий специалиста

Елена ЛОГОЙДО, начальник отдела семейного устройства детей комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области:

- К 1 января у нас было 806 заявлений от выпускников детских домов на получение жилья. Это и те, кто закончил учебу в 2010 году, и те, кто написал его раньше. В последние два года на это тратится почти по 300 миллионов. В 2009 году квартиры дали 338 детдомовцам – тем, кто не имеет за собой закрепленного жилья. В ситуации с Ириной Кучеренко надо разбираться. В очереди ее нет. Молодой женщине следует обратиться в органы опеки. Там ей разъяснят, с какими документами куда идти и как действовать. Если она была где-то прописана, то будут выяснять, почему Ирина не стала там жить, возможно, добиваться жилплощади через суд. Если же жилья закрепленного не было, то узнавать, почему от нее не поступило заявления.

Выпускники ждут, что к ним придут и вручат ключи от квартиры. Многие не знают, что необходимо обратиться в органы опеки и написать хотя бы заявление. Это одно из проявлений социальной неприспособленности ребят – большой проблемы, которую мы сейчас пытаемся решить. И на уровне детдомов, и уже после того, как они их заканчивают.